Она из наиболее интересных гражданских построек Москвы XVII века и
вместе с тем один из, пожалуй, десятка первостатейных памятников,
которые вызывают наибольшие опасения. Имеет статус выявленного объекта
культурного наследия.
Достоверно история дома прослеживается с середины XVIII века - с 1738
года усадьба в Староваганьковском принадлежала генерал-аншефу,
московскому главнокомандующему Василию Яковлевичу Левашову, а затем его
потомкам. В начале 1990-х годов реставратор Борис Могинов по
собственной инициативе провел исследование палат и обнаружил кладку
XVII столетия. Выяснилось, что дом на самом деле является довольно
хорошо сохранившимися палатами раннепетровского времени и представляет
собой редкий пример жилого здания с четким разделением на мужскую и
женскую половины. Свой древний облик палаты утратили в 1877 году, когда
были разобраны все старые своды и надстроен третий этаж. На фасадах
прослеживаются следы декора конца XVII века.
Долгое время палаты находились в пользовании Государственной российской
библиотеки. В середине 1990-х годов в доме произошел пожар, после чего
он был заброшен. За 10 с лишним лет «вольной жизни» дом еще несколько
раз горел, на стенах его выросли березки, а часть заднего фасада
рухнула. РГБ не предпринимала никаких мер к его спасению. Весной 2008
года на заборе вокруг аварийных палат появилось имя нового заказчика
проекта реставрации - ООО «Элит Недвижимость». Однако тяжелейшее
состояние памятника заставляет опасаться, что палаты Левашова могут
повторить печальную судьбу «Шталмейстерского дома» в Малом Знаменском
переулке, который в ходе реставрационных работ был полностью разобран.
Фото Василя Ярошевича
|
Территория многострадального Острова напротив Кремля, между Москвой-рекой и Водоотводным каналом в течение многих лет служит «смутным объектом желаний» различных инвесторов, желающих освоить наипрестижный участок напротив резиденции власти. Амбициозные проекты «Царев сад», «Золотой остров» и т.п., санкционированные решениями московских властей, сменяют друг друга. Согласно им, на Острове должны быть построены элитные жилые дома и отели, подземные парковки и туннели (25 тыс. кв. м жилья, 112 тыс. кв. м офисов, 108 тыс. кв. м зданий «общественного назначения», почти 25 тыс. кв. м торговых площадей и свыше 3000 машиномест в подземных гаражах). Освоение подземного пространства, приводящее в Москве, как правило, к полной утрате наземных исторических построек, намечено здесь до 8 этажей вглубь.
Глобальная перестройка Острова пока не начиналась, но в ходе «зачистки» территории уничтожено уже множество исторических зданий. В 2000-х годах погибли палаты конца XVII – начала XVIII века (Софийская наб., 6), надворные жилые и производственные корпуса XIX века во владениях 8 и 10, старинные дома по Болотной площади. Подвергнут реконструкции с искажениями первоначального облика памятник федерального значения (дом 22 по Софийской набережной). Его соседи – старинные дома №№ 18, 20 («ценный градоформирующий объект»), 24 (выявленный объект культурного наследия), а также усадьба на углу Фалеевского переулка и Болотной площади уже несколько лет затянуты «маскировочными» сетками, стоят с прорехами в кровлях и медленно разрушаются. На схемах новой застройки квартала на их месте обозначено восьмиэтажное «подземное пространство», над которым, возможно, появятся новодельные фасады «исторических» домов.
Фото Натальи Самовер
|
Перестроенная усадьба XVIII-XIX вв., в которой в начале позапрошлого столетия размещался знаменитый театр генерал-майора П.А. Позднякова, спектакли в котором ставил знаменитый актер Сила Сандунов. Во время оккупации Москвы в 1812 года на сцене театра играла французская труппа, и сам Наполеон посещал здесь концерты. Нынешний вид городская усадьба обрела в 1876 году. В зданиях прослеживается первоначальная планировка, сохранились детали подлинных интерьеров, печи, фрагменты старинной лепнины и паркетов. В 2004 году строения были обследованы рабочей комиссией Главного управления по охране памятников; 21 июля 2004 года экспертная комиссия ГУОП признала, что строения 1, 2, 3 представляют собой единый архитектурный комплекс, роль которого в истории русского театра весьма велика, и поставила весь усадебный ансамбль на охрану в качестве выявленных объектов культурного наследия. 15 марта 2005 года та же экспертная комиссия, но совсем в другом составе, признала наличие строения 2 в списках памятников ошибочным. Затем строения усадьбы снова внесены в охранные списки.
Однако существует постановление правительства Москвы от 14.02.2006 г. №86-ПП «О реализации инвестиционного проекта реконструкции жилого комплекса по адресу: Б. Никитская ул. д. 26/2, стр. 1,2,3». Дом, как водится, признан аварийным. В мае 2008 года из него насильно выселены оспаривавшие эту аварийность жильцы, открывшие в доме популярный и уютный семейный ресторан. Инвестпроект предусматривает строительство на участке подземных гаражей, что угрожает утратой усадебных строений, несмотря на охранный статус.
Фото Василя Ярошевича
|
Деревянный дом экспедиции медопивоваренного завода купца Калинкина (по другим данным, принадлежал Сокольническому пивоваренному заводу Торгового дома «Ванано, Рихтера и К»). Построен в 1885-1891 гг., украшен редкой для нашего города «сергиево-посадской» резьбой. Резьба покрывает не только наличники окон второго этажа, но и простенки между ними. В советские годы дом служил складом, восстановительные работы на нем не проводились. Сегодня здание не эксплуатируется, хотя и принадлежит ОАО Мосхимфарм Препараты им. Семашко. Как выяснилось, дом не был даже заявлен к постановке на охрану.
27 июня 2008 года письмо об угрозе сохранности дома 19 было направлено проектом «Москва, которой нет» в Москомнаследие. 13 июля дом был заявлен к постановке под государственную охрану. С этого момента на дом распространяется действие ФЗ №73 «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», что однако, как показывает практика, не является достаточным основанием для сохранения памятника. Пример – дом № 13 по этой же улице, объект культурного наследия, который был снесен, пока шла борьба за дом № 19.
Фото Ксении Новохатько
|
Красивый и технически совершенный мост-путепровод в образе морского причала с декоративными башенками-маяками был спроектирован и возведен архитектором И.И.Струковым в 1904-1908 годах. Спустя век это элегантное сооружение стиля модерн попало в зону строительства по проекту «Большая Ленинградка». Согласно предложенному проекту преобразования площади Тверской заставы, от подлинного виадука мало что останется. Он станет длиннее, выше и шире, под его проезжей частью разместится трехуровневый паркинг для машин не только посетителей и персонала Белорусского вокзала, но и посетителей подземного торгового центра, который появится на площади.
К сожалению, защитить путепровод не может и официальный статус «ценного градоформирующего объекта». Как оказалось, мост, вопреки стойкому мнению искусствоведов, не является полноправным объектом культурного наследия, хотя заявка на постановку его под охрану находится в Москомнаследии с незапамятных времен. На встрече с общественностью председатель Москомнаследия Валерий Шевчук заверял, что Тверской путепровод получит статус объекта культурного наследия и будет сохранен. Однако 12.04.2007 г. Москомнаследие утвердило «Плановое реставрационное задание» для проведения работ по сохранению заявленного к постановке на госохрану Тверского путепровода. В нем рекомендовано сохранить памятник посредством «реконструкции с разборкой и последующим воссозданием в новых габаритах с сохранением архитектурного стиля».
Архив Артема Задикяна
|
Редкий в нынешней Москве архитектурный жанр – здание одного из первых синематографов, или «электротеатров». «Форум» построен в 1914 году по проекту инженера Л.А.Анохина в представительных и благородных формах неоклассицизма. Зрительный зал кинотеатра вмещал около 800 зрителей. Один из самых популярных и любимых москвичами советского времени культурных центров. В ресторане кинотеатра выступала знаменитая Клавдия Шульженко; в конце 1960-х годов здесь прошел первый в СССР публичный показ фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной». Осенью 1994 г. вышло постановление правительства москвы, согласно которому здание кинотеатра передавалось в аренду на 25 лет индивидуальному частному предприятию «Алла» для создания культурного центра и Театра песни Аллы Пугачевой. 24 сентября 1994-го в «Форуме» прошел последний киносеанс.
Однако инвестиции в реконструкцию театра не производились, в здании были отключены отопление и свет, в результате чего оно стало быстро приходить в аварийное состояние. Уникальные предметы убранства интерьеров, в том числе знаменитые хрустальные люстры, расхищались неизвестными лицами. В 1997 году столичное правительство издало постановление о передаче «Форума» оркестру «Виртуозы Москвы» для переоборудования под концертный зал. Но и этот проект не был реализован, как и последующие идеи передачи здания Михаилу Шемякину и Андрону Кончаловскому. Осенью 2002 года «Форум» пережил разрушительный пожар, после которого остатки предоставленного собственной судьбе здания продолжают разрушаться за «маскировочной сеткой». Имеет статус выявленного объекта культурного наследия.
Фото Яэль Арье
|
Объект культурного наследия федерального значения – двухэтажные палаты XVII века, называются по фамилии одного из владельцев XVIII столетия – доктора Христиана Ладо. На фасадах прослеживаются следы узорочного декора – наличников, поребриков, спаренных колонок. Внутри сохранились своды.
Здание объявлено в 1990-е годы аварийным, расселено и пустует более 10 лет, стены во многих местах обваливаются.
Фото Ксении Новохатько
|
Выявленный объект культурного наследия, простым горожанам дом известен как «Колбаса», по имени посещаемого некогда магазина. В реестре Москомнаследия датируется XVII (!) веком. Построен в XVIII столетии, в 1860-е гг. перестроен по проекту архитектора Н.В.Никитина. В этом доме в 1864-1871 гг. жил художник-передвижник В.Г.Перов, написавший здесь «Тройку», «Утопленницу», «Птицеловов». Дом связан также с именем литератора А.И.Левитова, жившего в нем в середине 1860-х годов.
В ходе реализации постановления правительства Москвы от 09.03.93 N 191 «О комплексной реконструкции домов 26, 28, 30 по Тверской улице» к концу 1990-х годов дом № 30 был отключен от сетей электроснабжения, из него были выселены арендаторы. Здание пустует, затянуто фальшфасадами. Согласно сообщениям СМИ, в планы столичных властей входит строительство на месте дома 10-этажного торгово-гостиничного комплекса. Такое решение было принято в декабре 2003 года на заседании Общественного совета при мэре Москвы. Главный архитектор города Александр Кузьмин сообщил тогда журналистам: «Будет снесено здание бывшего знаменитого магазина «Колбасы», однако его подвалы постройки XVIII века мы сохраним». Планируется, что общая площадь вожделенного комплекса составит 17 тыс. дорогостоящих и арендуемых кв. метров.
Фото Натальи Самовер
|
Объект культурного наследия федерального значения. Памятник конца XVIII века, некогда демонстрировал черты изысканные классического стиля. Один из павильонов усадьбы Нескучное, стоял над небольшим прудом, в зеркале которого в старину отражались белоснежная колоннада главного фасада и купол над нею. Ванный домик пустовал с начала 1960-х годов. В 1970-1980-х его облюбовали «моржи», использовавшие домик как раздевалку. Близ памятника из склонов оврага бьет около 30 ключей. В Ванном домике в старину была дренажная система из керамических труб, но в ХХ веке она была нарушена, стены "подсасывали" влагу из почвы, дом трескался и постепенно накренялся. Памятник не был законсервирован, сквозь проемы в кладке в него забирались пьяные компании и бомжи. В сентябре 2003 года Ванный домик пережил пожар: сгорели купол парадного фасада, стропила кровли и внутренние перегородки, был поврежден белокаменный карниз. Домик перезимовал первую зиму без кровли, ныне перекрыт временной крышей. Реставрация и не начиналась.
Фото Климентия Юдинцева
|
Морозовская богадельня была построена в 1889-1890 гг. по проекту М.И.Никифорова на средства Д.А.Морозова, на территории владения, составленного в 1820-х-1840-х годах, принадлежавшего деду Давида Абрамовича С.В.Морозову. Двухэтажный особняк на холме близ Яузы «для призрения бедных престарелых или лишившихся по болезни возможности к труду лиц обоего пола, всех сословий» открыл свои двери в 1892 году. После революции богадельню переоборудовали под родильный дом им. Клары Цеткин, который закрылся в 1990-е.
На данный момент, много лет пустующий памятник архитектуры продолжает разрушаться, несмотря на Постановление правительства Москвы 612-ПП от 07.09.2004г. (изм. от 11.12.2007г.) «Об использовании помещений памятника архитектуры "Морозовская богадельня" по Шелапутинскому пер., д.3,стр.1-5». Главный дом и часть строений затянуты сеткой, во многих местах отсутствуют кровля и перекрытия, ветшает декор. При этом на территории памятника существует пост охраны, что говорит о наличии пользователя. Который, однако, никаких мер по спасению не принимает.
Фото Елены Субботы
|
Объект культурного наследия регионального значения, но с богатой историей. Руинированное здание, сохраняющее благородные черты классической архитектуры, в разные времена служило Большой Померанцевой оранжереей Екатерининского дворца в Лефортове, казармой 2-го Московского кадетского корпуса, жилым домом учеников Московской Военно-фельдшерской школы. Построено в 1789-1792 гг., перестраивалось в 1847-1849 гг., 1860-е гг. Авторство здания приписывается архитекторам С.А.Волкову и Джакомо Кваренги.
Памятник предназначался к сносу еще в 1980-е годы в связи с планами прокладки Третьего кольца через Лефортово. Тогда же отселен. С тех пор более 20 лет (!) стоит заброшенным, без кровли и разрушается. Вплотную к памятнику построены гаражи.
Фото Екатерины Бычковой
|
Выявленный объект культурного наследия. Двухэтажное классическое здание, в основе которого - главный дом городской усадьбы Трубецких конца XVIII - начала XIX века. Во 1830-х годах в здании разместились гостиница и ресторан Ипполита Шевалье, популярные среди театралов тех времен. Специально для них предлагались «комплексные» ужины из чашки бульона и трех блюд, ценившиеся в рубль серебром. В гостинице Шевалье жили французский художник Теофиль Готье (1860), Николай Некрасов (1855), Лев Толстой (1850, 1860, 1862), в гости к которому приходили А.Островский, А.Фет и Д.Григорович. У Шевалье часто обедал в последние годы жизни Петр Чаадаев, он побывал здесь и в 1856 году за день до смерти.
В 1980-е годы в Москве обсуждались планы сноса гостиницы Шевалье для устройства площади перед здание МХАТ, но, к счастью, они не осуществились. Однако в 1990-е годы здание было отселено и заброшено.
Но по крайней мере, пока что оно подлинное. Однако проект «Театральный квартал» (2005), представленный мастерской №14 Моспроекта-2 и согласованный городскими властями, предусматривает строительство в районе Большой Дмитровки и Камергерского переулка двух многофункциональных торгово-жилых комплексов (более 70000 кв. метров) с подземной автостоянкой. Реализация проекта поручена группе компаний «МИАН». Описание проекта на сайте МИАН гласит, что «на месте участка старой застройки в Центральном административном округе Москвы между Камергерским и Георгиевским переулками появится многофункциональный комплекс с подземной автостоянкой, который включит в себя апартаменты, жилой корпус, торговый пассаж». Гостиницу Шевалье в том же описании обещают реставрировать и реконструировать. Последний термин в московской практике весьма многозначен и вкупе с освоением подземного пространства часто заканчивается возведением новодела на месте подлинного памятника.
Фото Марии Подъяпольской
|
В 1782 году Матвей Казаков, архитектор во многом определивший допожарный облик Москвы, купил усадьбу в Златоустинских переулках для своей семьи и для учеников. Угловой дом усадьбы был выстроен специально для учеников казаковской архитектурной школы, где готовили «мастеров российских, что смогут заимствовать и прочие губернии и потому не будет нужды в иностранных». Дом на углу Златоустинских переулков – настоящая колыбель московского зодчества.
С 1953 года не затихают разговоры о том, что здесь должен расположиться музей. Но сначала мешало то, что дом был приспособлен под жилье, затем, в 1990 году его внезапно передали в аренду ХОЗУ МВД РФ при условии капитального ремонта. 8 января 2003 года случился пожар, жильцы были отселены, а здание брошено. С 2004 года за создание музея бьются сотрудники МАрхИ. На словах все чиновники «за», но на деле все иначе. В сентябре 2006 года чуть было не раскатали дом бульдозером: на участок земли заявили свои права представители спортивного общества «Динамо», пожелавшие построить тут жилье для заслуженных спортсменов. А весной 2008 года почти отдали дом под представительство одного из российских регионов. Но удержались. Слишком уж велико общественное внимание к этому дому. Однако городское постановление о создании музея так до сих пор и не вышло.
Фото Светланы Рубис
|
День национального согласия делается в России новым главным праздником, а подлинный дом национального героя – князя Дмитрия Пожарского – находится в Москве в состоянии, стремительно приближающемся к аварийному. Палаты Пожарского, известные еще под именем дома Орлова-Денисова, сохраняют на парадном фасаде уникальный резной белокаменный декор конца XVII столетия. Дом на Большой Лубянке связан и с событиями 1812 года – здесь была резиденция московского главнокомандующего Федора Ростопчина. Дом имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.
В советские времена дом находился в ведении КГБ. В середине 1990-х гг. распоряжением федеральных властей он был приватизирован и передан Инкомбанку. После банкротства последнего дом Пожарского пустует и разрушается – утраты отмечены и в богатых интерьерах XIX столетия, и на главном фасаде.
В том же состоянии пребывает соседнее здание Макарьевского подворья XVII века (дом 16, во дворе).
Фото Ксении Новохатько
|
После многочисленных разрушений середины ХХ века, пожара Конного двора в 1978 году и гибели в 1990-е годы трех подлинных памятников усадьбы Кузьминки (Дом на плотине, Ванный домик, дача Полуденского) каждое сохранившееся подлинное здание прославленной усадьбы приобретает особую ценность. И тем острее ощущается любая угроза их существованию.
От бесхозности, как учит новейшая история Москвы, один шаг до аварийности, а от аварийности – до «случайного» пожара или «реставрации с заменой конструкций». То есть до гибели подлинного памятника. Объекты культурного наследия федерального значения, Египетский павильон и Померанцевая оранжерея, к сожалению, вступили на этот путь. Египетский павильон (1813-1815, предположительно архитектор А.Н.Воронихин) – выразительная классическая постройка, оформленная в «египетском» стиле, вошедшем в Европе в моду после соответствующего наполеоновского похода. Померанцевая оранжерея (1811-1815, архитектор И.Д.Жилярди) сохраняет уникальные конструкции перекрытия центрального зала и убранство интерьеров. Оба памятника оставлены прежним пользователем, Ветеринарным институтом, и не используются. В 2004 году мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о завершении реставрации кузьминских памятников, в том числе и этих. В Померанцевой оранжерее должны разместиться смотровая и концертная площадки, а также клуб садоводов, в Египетском павильоне – ресторан для туристов. Однако в течение почти четырех лет организационно-имущественные вопросы не решены, а реставрационные работы не начаты.
Фото Ксении Новохатько
|
После многочисленных разрушений середины ХХ века, пожара Конного двора в 1978 году и гибели в 1990-е годы трех подлинных памятников усадьбы Кузьминки (Дом на плотине, Ванный домик, дача Полуденского) каждое сохранившееся подлинное здание прославленной усадьбы приобретает особую ценность. И тем острее ощущается любая угроза их существованию.
От бесхозности, как учит новейшая история Москвы, один шаг до аварийности, а от аварийности – до «случайного» пожара или «реставрации с заменой конструкций». То есть до гибели подлинного памятника. Объекты культурного наследия федерального значения, Египетский павильон и Померанцевая оранжерея, к сожалению, вступили на этот путь. Египетский павильон (1813-1815, предположительно архитектор А.Н.Воронихин) – выразительная классическая постройка, оформленная в «египетском» стиле, вошедшем в Европе в моду после соответствующего наполеоновского похода. Померанцевая оранжерея (1811-1815, архитектор И.Д.Жилярди) сохраняет уникальные конструкции перекрытия центрального зала и убранство интерьеров. Оба памятника оставлены прежним пользователем, Ветеринарным институтом, и не используются. В 2004 году мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о завершении реставрации кузьминских памятников, в том числе и этих. В Померанцевой оранжерее должны разместиться смотровая и концертная площадки, а также клуб садоводов, в Египетском павильоне – ресторан для туристов. Однако в течение почти четырех лет организационно-имущественные вопросы не решены, а реставрационные работы не начаты.
Фото Ксении Новохатько
|
В этом доме с 1904 по 1907 год жил Федор Иванович Шаляпин. Сюда семья Шаляпиных переселилась сразу после смерти старшего сына. Версий о том, как было выбрано новое жилье, немало. Самая распространенная: однажды Федор Иванович, молясь в церкви Зачатьевского женского монастыря, встретил игуменью Валентину, которая и посоветовала певцу приобрести особняк за оградой монастыря. В 1904 году у Шаляпиных родился сын Борис, а через год появились двойняшки: Федор и Татьяна. У Шаляпиных всегда было многолюдно, в доме бывали: художник К.А.Коровин и тенор В.Н.Сабанин, Рахманиновы, В.А.Серов и др.
В 2000 году власти Москвы продали дом (по цене, равнозначной стоимости однокомнатной квартиры) частной компании, которая собиралась после перестройки здания сдавать помещения под офисы. Тогда же сотрудники Культурного фонда Шаляпина нашли инвестора, готового восстановить дом. Начались судебные тяжбы. Скорее всего, один из немногих сохранившихся домов, где жил Шаляпин, исчезнет без следа. Сегодня в Москве их всего два – в Зачатьевском и отреставрированный дом №113 на Новинском бульваре. Пока деревянный дом стоит без присмотра…
Фото Василя Ярошевича
|
В 1907 году в Никольском переулке был выстроен доходный дом – по проекту архитектора Н.И. Жерихова – для кандидата коммерческих наук Г.Е. Бройдо. Когда же на доме в Никольском переулке (до 1922-го так назывался Плотников) появился странный скульптурный фриз, неизвестно. Но именно он сделал дом 4 арбатской достопримечательностью и породил массу слухов и предположений как о появлении фриза, так и о назначении особняка. Согласно одному из них, скульптору Л.С. Синаеву-Бернштейну был заказан фриз для украшения портика строящегося здания Музея изящных искусств на Волхонке. Композиция «Парнас» вышла весьма необычной: известные русские писатели стоят за венком славы в столь тесной очереди, что вынуждены прильнуть друг к другу в весьма двусмысленных позах. От фриза заказчик отказался.
Как оказалось, дом с барельефами, знаменитый на всю Москву не стоял на охране. Ремонтные работы в офисе второго этажа в начале 2005 года (замена окон) привели к утрате части уникальных барельефов. Грузовик со строительными материалами снес козырек подъезда и один из маскаронов, украшавший подъезд. По срочной заявке 11 апреля 2007 года дом был поставлен на охрану. Однако разрушения продолжаются и по сей день. Как оказалось, в Москомнаследии не существует формы охранного обязательства для жильцов многоквартирных домов – памятников культуры. А раз нет формы, то нет и ответственности…
Фото Яэль Арье
|
Этот объект демонстрирует новую, все более распространенную угрозу московским памятникам – перекрытие внутренних дворов, искажающее исторический облик и образ комплексов, изымающее их из городского пространства. Этой вивисекции уже подверглись Старый Гостиный двор на Ильинке, Хлебный дом в Царицыне, проектируется застройка Монетного двора в Воскресенском проезде и двора Провиантских складов на Зубовском бульваре. А в доме княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой на Большой Никитской реконструкция уже началась. Внутреннее пространство домовладения представляет собою уникальный комплекс из двух проходных дворов, соединенных арками. Первый двор, оформленный в 1880-е годы по проекту Константина Терского, является превосходным образцом «русского стиля». Ворота со стилизованной крепостной башней ведут отсюда на задний двор; фасад главного дома украшен «древнерусским» крыльцом с висячей гирькой.
С 1990-х годов усадьбу занимает театр «Геликон-опера», для которого архитекторы «Моспроекта-4» изготовили проект приспособления памятника к новой функции. Главная сцена оборудуется в парадном дворе, с расширением ворот под башней и уничтожением всех, кроме фасадных, стен башни и служебных корпусов усадьбы. Этот проект согласован и начат осуществлением, несмотря на положения законов об охране наследия, запрещающее капитальное строительство на территории памятников и не разрешающее никаких их «реконструкций».
Фото Константина Михайлова
|
В 1911 году старинную усадьбу Алябьева на Кремлевской набережной приобрел предприниматель и меценат Петр Солодовников. Рябом с главным домом XVIII столетия на набережной было в 1913 году выстроено здание для «синематографа и театра миниатюр», по проекту архитектора С. М. Гончарова. Летом 1918 г. здесь работал «Театр Народа», в котором ставились спектакли-митинги. Один сезон в солодовниковском театре Е. Б. Вахтангов.
Ныне здание превращено в руину, от него осталась фактически одна фасадная стена. Усадьба числится на охране как памятник федерального значения, что не помешало московским властям в 1990-е годы предлагать разобрать главный дом и построить его заново на другом месте, чтобы организовать съезд на набережную с Большого Каменного моста.
Фото Светланы Рубис
|
Двухэтажный классический дом с могучим портиком. Построен в 1750 году, принадлежал П.М.Апраксину, затем Р.И.Воронцову. Перестроен в 1816-1825 гг. В.И.Баженов называл этот дом в числе красивейших московских построек. В баженовские времена в усадьбе располагался (с 1770 года) т.н. Знаменский оперный дом, труппа которого положила начало Большому театру. Дом описан в «Войне и мире» как дом отца Пьера Безухова. В начале ХХ века в доме находилась частная гимназия Е. А. Кирпичниковой, в которой учился будущий поэт П.Г.Антокольский. После революции 1917 года гимназия стала обычной средней школой. А затем, уже после войны, сменила статус и стала школой музыкальной. Московская средняя специальная музыкальная школа им. Гнесиных официально находится в здании и по сей день. Но только официально.
Объект культурного наследия федерального значения, дом находится в аварийном состоянии. И в 2001 году появилось распоряжение московского правительства о реставрации и реконструкции школы. Школу отселили, пообещали ей не только реставрацию, но и строительство нового учебного комплекса, а все работы пообещали закончить в полном объеме сначала к 2003-му, а потом к 2006 году. В течение 6 лет никакие работы не велись, главный дом усадьбы доведен до такого состояния, что его фасад пришлось укреплять стальными конструкциями. Сейчас сроки работ продлены до 2009 года.
Фото Светланы Рубис
|
Новодевичий монастырь – выдающийся памятник архитектуры XVI-XVII веков, включен ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия и считается одним из старейших и красивейших монастырей России. Согласно ст.35 ФЗ №73, на территории памятника или ансамбля запрещается проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением работ по сохранению данного памятника. Но в последнее время на территории монастыря происходят вещи, которые не могут не удивлять. В данный момент, вся свободная территория монастыря (на которой, по всей вероятности до 1930-х гг. также находился некрополь) застраивается гаражами, которым там явно не место. Кто мог дать согласие на то, чтобы гаражи соседствовали с надгробиями, пока остается загадкой.
7 августа 2008 года сайтом «Москва, которой нет» было отправлено письмо в центральную штаб-квартиру ЮНЕСКО во Франции. Оттуда письмо поступило в бюро ЮНЕСКО в Москве с пометкой «срочно». Но пока никакой реакции не последовало.
Фото Александра Мерескина
|
1 июля «Детский мир» на Лубянке – «главный детский магазин страны» закрыли на реконструкцию. За сохранение ЦДМ борьба велась нешуточная. На стороне витражных окон, эскалаторов, лестниц с деревянными перилами, карусели и, конечно же, часов с деревянными фигурками оказались и Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, и Государственный музей искусствознания, и Российская академия художеств, и иностранные журналисты… В 2005 году здание «Детского мира» (1953-1957 гг., арх. А.Н. Душкин, инж. Л.М. Глиэр, соавторы Г.Г. Аквилев, И.М. Потрубач) признали памятником регионального значения. Казалось бы, победа. Но «предметом охраны» ЦДМ стали габариты, конфигурация, фасады и историческая функция. А интерьеры – те самые, которые создавали неповторимую атмосферу «Детского мира», из-за якобы «аварийного состояния несущих конструкций» оказались вне закона. То есть, 74 тысячи кв. метров площади останутся, но выглядеть будут по-новому. В 2010 году Москве представят ЦДМ с парковкой, многозальным кинотеатром и, возможно (реверанс в сторону горожан), с каруселью и торшерами на первом этаже, которые постараются «максимально органично вплести в ткань нового интерьера». Застройщик, компания «Система-Галс», по его словам, решает непростую задачу: сохранить «Детский мир» как символ целой эпохи, и адаптировать его к ожиданиям современных покупателей.
Ни то, ни другое, похоже, не удастся. Потому что ожидания современных покупателей оказались несколько иными, чем полагает застройщик. Сбор комментариев в защиту организован на сайтах «Архнадзор» и «Москва, которой нет».
Фото Ивана Бойко
|
Крепкий доходный дом №8 1901 года, пышно декорированный, один из первых, где появился электрический лифт, может быть утрачен в ближайшее время вместе со своими соседями – домами №4 и №6. Еще в сентябре 2004 года мэрия заявила о том, что «между историческими памятниками – Красными и Белыми палатами на Пречистенке – планируется воссоздать торговые ряды. В ходе реконструкции под историческим «торговым центром» намечено построить подземный паркинг». В связи с этим будет снесен дом №4 – преображенный в 1860-м году в доходный, ампирный особняк с деревянным мезонином (очертания центрального ризалита в пять окон до сих пор читаются на фасаде). В 1889 году одним из его квартирантов был Петр Ильич Чайковский. В интерьерах до сих пор сохранились подлинные детали тех лет. Дом предлагался к охране как «вновь выявленный памятник архитектуры и истории». Однако после рассмотрения на комиссии Москомнаследия был признан всего лишь ценным объектом исторической среды.
Дом №6 расширен и надстроен в 1870 году архитектором Гущиным. В официальной исторической справке о доме написано: «Представляет значительный градостроительный, архитектурный и мемориальный интерес». Особенность здания состоит и в том, что это – еще один московский адрес художника Сурикова; здесь он жил зимой 1877–1878 года, во время работы над композицией «Вселенские Соборы». Однако заявка на д. 6 была отозвана Москомнаследием и он также попал под снос. На данный момент дома завешаны сеткой, а на д. №8 установлен информационный щит о скорых работах.
Фото Василя Ярошевича
|
В 1898 году Людовик Карл Нирнзее купил здесь земельный участок и построил дом. В 1902 году его брат, архитектор Эрнест Нирнзее, приехавший в Москву из Варшавы, купил соседний участок, по Новопресненскому переулку, под собственный дом. «Курбатовский переулок, 7» был постоянным московским адресом Людовика-Карла Нирнзее на протяжении более чем 15 лет, до его отъезда из России обратно в Варшаву. По этому же адресу изначально располагалось архитектурное бюро Эрнеста Нирнзее. До возникновения знаменитого дома в Гнездниковском переулке именно этот дом называли «домом Нирнзее». То, что сейчас представляет собой здание в Курбатовском — результат последней перестройки доходного дома Нирнзее, осуществленной в 1912 году. По всей вероятности, это был совместный труд двух архитекторов — Э. Р. Нирнзее и работавшего с ним молодого архитектора, выпускника Императорского Технического Училища, Виктора Гашинского.
В 2004-м фирма ООО «Фобос» получила разрешение на реконструкцию старинного доходного дома архитектора Гашинского по улице Климашкина 7/11. К 2008-му аппетиты застройщиков резко возросли. В данном случае реконструкция обратилась в новое капитальное строительство семиэтажного дома (32 квартиры) и гаража на 59 машиномест. От старинного дома-памятника останутся только две фасадные стены, с трудом вписавшиеся в новый грандиозный проект.
Фото Татьяны Каратеевой
|
В ближайшее время может быть полностью утрачена историческая застройка начала Печатникова переулка, столь любимого горожанами. Под угрозу попадает маленький дом-мастерская крестьянина Петра Сысоева, украшенный кариатидами (№7), уже снесена трехэтажная часть дома №3, от пятиэтажной части оставлен только фасад. На очереди и дом №5. Между тем, за дом №3 велась нешуточная борьба. Ведь согласно архивным данным, именно в нем с 1924 по конец 1960-х гг. находился «скит» тайного православного монастыря. Начало «скиту» было положено монахиней московского Рождественского монастыря Евфросинией, которая в 1923 г. после закрытия своей обители переселилась в комнату на чердаке этого дома. Эта комната – единственное из сохранившихся и известных помещений тайного православного монастыря 1920–1940-х гг. Здесь совершал богослужения Игнатий Лебедев, причисленный к лику святых.
Однако, несмотря на заявление, отправленное в Москомнаследие 26 июня 2008 года, акцию в защиту переулка, письма МГО ВООПИК, комиссии «Старая Москва», проекта «Москва, которой нет» (от 02.07.2008), пикет 16 августа на Рождественском бульваре, заявления в прокуратуру, 22 июля 2008 года Москомнаследие согласовало проект реставрации лишь части фасадной стены дома №3. 4 сентября большая часть мемориального корпуса дома 3 (включая помещение скита и ведущую в него лестницу) была снесена. Следующий этап реконструкции - снос дома 5, в котором проживал известный церковный историк Николай Виноградов (кстати, секретарь первой советской комиссии по охране памятников). Очевидно, что это сделает почти невозможным сохранение знаменитого дома Сысоева, стоящего вплотную к проектируемой стройплощадке.
Фото Натальи Самовер
|
Главный дом усадьбы Стрешневых, середины XVIII века, возможно, включает и более ранние части. Памятник архитектуры, имеет также мемориальное значение. В 1820-е годы в доме находился модный магазин, который посещала Наталья Николаевна Пушкина. Во второй половине XIX века здесь размещались редакции газеты «Москва» и журнала «Будильник». В бельэтаже дома в 1866 году жил Л.Н.Толстой, устраивавший здесь для друзей чтения новых глав «Войны и мира». В 1908 году юный Егор Жуков, будущий маршал, приехав в Москву на заработки, работал здесь учеником в сапожной мастерской. В октябре 1920 года в доме прошла первая Всероссийская шахматная олимпиада, победителем которой стал А.Алехин, первый русский чемпион мира по шахматам.
В настоящее время будущее ветшающего здания вызывает тревогу в связи с планами реализации по соседству проекта «Театральный квартал», предусматривающего строительство элитного жилья, офисно-развлекательных центров и активное освоение подземного пространства в районе Большой Дмитровки и Камергерского переулка.
Фото Кирилла Самурского
|
Деревянный классический дом 1851 года постройки, декор фасадов изменен в 1875 году. Выявленный объект культурного наследия, сохранились подлинные оконные переплеты и детали убранства.
На сайтах, посвященных коммерческой недвижимости, можно встретить объявление: «продается отдельно стоящее здание под реконструкцию по адресу: Большая Ордынка д. 38, площадь здания 841 кв.м., 1-я линия домов, 7 соток земли в аренде до 2010 года, пройден 1-й регламент на строительство 2651 кв.м.». В настоящее время дом отселен, затянут «маскировочной сеткой». Существует проект реставрации, но он предполагает сооружение подземной парковки, что создает угрозу подлинному памятнику.
Фото Александра Фридляйна
|
Небольшой классический особняк с четырехколонным портиком и двумя симметричными флигелями датируется концом XVIII - начала XIX века. Принадлежал княгине Засекиной, в 1881 году перешел во владение композитора Василенко, уверявшего что прежде в доме помещалась масонская ложа. После революции в 18-м химик Марковников, режиссер Григорий Александров и актриса Любовь Орлова. В интерьерах до последнего времени сохранялась парадная лестница конца XIX века с ограждением, украшенным головами грифонов. Уцелел также интерьер центральной гостиной, сохранились лепные карнизы и барельефы над дверями, изразцовая печь, и даже «позднеампирные» двери в одном из помещений.
К сожалению, дом №18 попал в планы развития комплекса «Усадьба-Центр». А по сообщениям, появившимся в августе 2007 года на риэлторских сайтах, на месте дома появится новый пятизвездочный отель. Согласно проекту, гостиничный комплекс будет рассчитан на 150 мест и включит в себя подземную автостоянку. Разработка градостроительной документации по строительству гостиничного комплекса будет проведена в 2007-2008 годах. На данный момент, флигель во дворе уже снесен, сам дом накрыт сеткой.
Фото Василя Ярошевича
|
Последнее строение усадьбы Кологривовых, выходившей на Тверской бульвар (дом 22, снесен в 1937 году). Главный усадебный дом служил резиденцией московского обер-полицмейстера. В строении, находившемся в Большом Гнездниковском переулке, в XIX веке помещалась полицейская канцелярия. Именно она описана в модных романах Бориса Акунина как канцелярия Фандорина. Согласно сообщениям СМИ, ООО «Респект-R» строило на участке административно-жилой комплекс с подземной автостоянкой. В ходе «реконструкции» старинный дом стал разваливаться. Его стянули металлическими обручами и стали в 2005 году разбирать верхние этажи. В нижнем этаже здания в ходе этих работ были открыты палаты XVII века, а под ними - сводчатые подвалы. Перед самым сносом здания выяснилось, что сохранились фрагменты двух парадных фасадов этих палат и даже остатки многоцветной раскраски фасадов XVII века. Но 1 февраля 2006 года реставраторы, придя на объект, увидели бульдозер, который разгребал руины. Им объяснили, что дом ночью «сам упал». На месте палат выстроен очередной «новодел».
|
Фрагмент исторической застройки Москвы, один из последних старинных домов на площади Тверской заставы. Памятник середины XIX века, сохранял черты архитектуры классицизма. Специалисты «Моспроекта-2» по итогам историко-архитектурного исследования предлагали сохранить дом и реставрировать его, но городские власти решили иначе.
Участок дома попадает в зону строительства «Большой Ленинградки», которое угрожает и Тверскому виадуку по соседству. Дом снесен 13 сентября 2008 года.
Фото Романа Цеханского
|
Порча и искажение исторических городских панорам Москвы – для образа города угроза не меньшая, чем утрата конкретных зданий-памятников. Городские административные и архитектурные власти из года в год повторяют слова о бережном отношении к историческому облику столицы и своем усердии, проявленном на этой ниве. В то же время они исправно согласуют проекты новой застройки, нарушающие этот облик и искажающие образ прославленных ансамблей, состоящих на учете ЮНЕСКО. Высотная гостиница на Красных холмах, возведенная на пересечении Садового кольца и Краснохолмской набережной, как видно на снимке, легко и непринужденно вошла в хрестоматийную панораму Красной площади, ансамбль которой вместе с Кремлем входит в списки объектов мирового культурного наследия.
Фото Натальи Самовер
|
Тех, кто будет уверять вас, что в Москве не только на бумаге существуют понятия «охранная зона памятника архитектуры», «тактичная по отношению к историческим зданиям застройка» и прочие прекраснодушные мечтания, препятствующие инвесторам и девелоперам извлекать прибыль из московской земли – возьмите за руку и отведите на площадь Тверской заставы. Так выглядит сегодня церковь Николы в Царском переулке, для которой создан, наконец, подобающий архитектурный фон и контекст. Историческая застройка, окружавшая храм, снесена в конце 1990-х – начале 2000-х гг.
Фото Константина Михайлова
|
Как только был обнародован проект «Москва-Сити», эксперты дружно начали предсказывать, что высотная застройка новых офисных комплексов вторгнется в облик парадного фасада Московского Кремля со стороны Москвы-реки. Власти и «придворные» эксперты это, разумеется, дружно отрицали и обвиняли защитников памятников чуть ли не в очернительстве.
Результат налицо – панорама Московского Кремля с Москворецкой набережной уже дополнена новыми утонченными и одухотворенными высотными вертикалями. А строительство «Москва-Сити» продолжается.
Фото Константина Михайлова
|
Высотки «Москва-Сити» исказили, разумеется, не только кремлевскую панораму. На их высокохудожественном фоне москвичи и гости столицы отныне принуждены лицезреть и другие прославленные памятники. На снимке видно, как уютно чувствует себя в новом соседстве Новодевичий монастырь, также занесенный в списки ЮНЕСКО.
Те же башни внедрились теперь и в открывшуюся было после сноса гостиницы «Россия» историческую панораму Кремля с Ивановской горки (от начала улицы Воронцово поле).
Фото Александра Усольцева
|
Хамовнические казармы начали строить при Александре I, в 1807 году. Автором проекта стал Луиджи Руска, а строительство было поручено Матвею Казакову, сыну М.Ф. Казакова. Казармы предназначались для размещения трех полков, отчего центральная часть комплекса была выполнена в виде трех одинаковых корпусов, решенных в классическом стиле. Корпуса вытянулись вдоль Хамовнического плаца — ныне Комсомольского проспекта, а по их флангам были устроены два служебных двора в виде одноэтажных каре. Западный двор (№ 24) использовался для конюшен Сумского гусарского полка и получил название Кавалерийского.
В 1995 году указом президента Бориса Ельцина был подтвержден федеральный статус памятника. Но в указе не был определен его состав, а адрес был указан неточно: Комсомольский проспект №№18-22. Иными словами, дом №24 - Кавалерийские конюшни просто выпал из списка. 22 марта 2008 года начался снос здания. Инспекция Москомнаследия констатировала разрушение памятника и отсутствие документов, подтверждающих аварийность здания. Но застройщики предъявили разрешение на снос, подписанное Россвязьохранкультурой. На спешно собранном брифинге заместитель председателя Москомнаследия А. Филяев заявил: «Наши дальнейшие планы следующие: мы потребуем от инвестора воссоздать флигель в соответствии с историческими чертежами и справками. Иначе мы обратимся в прокуратуру о возбуждении уголовного дела по факту нанесения ущерба объекту культурного значения». Пока никаких действий в отношении застройщика не последовало.
|