Этот фонтан располагался между двумя вестибюлями метро «Арбатская» — старым (на заднем плане фотографии), Кунцевской или Филевской линии, и новым, Арбатско-Покровской. Старый, в форме пятиконечной звезды, построенный в 30-е годы, жив и поныне, а вот новый, открытый 5 апреля 1953 года, снесен в связи со строительством комплекса зданий Министерства обороны. Кстати, недолго просуществовавший вестибюль известен еще и огромным мозаичным портретом Сталина, изображенного в его кремлевском кабинете. Панно располагалось прямо на выходе с эскалатора и было уничтожено, не простояв и года, из-за новых политических веяний.
Сам фонтан в виде бронзовой композиции мальчика с дельфином — ровесник нового вестибюля. Жарким летом в фонтане купались дети из арбатских дворов, вокруг был разбит небольшой скверик. На заднем плане, за павильоном метро, можно рассмотреть троллейбусы старого образца, около фонтана, справа — киоски (справочные и газетные).
На этой фотографии еще нет проспекта Калинина — стоящий вдали дом с полуротондой отделяет Бульварное кольцо от начала Поварской улицы. Фактически, этот дом стоял напротив «Праги». Справа — здание кинотеатра «Художественный».
Фонтан и сквер были снесены по той же причине, что и новый вестибюль станции «Арбатская».
P. S. Это важное уточнение пришло, спустя некоторое время после выкладки фотографий — от Андрея Сурикова, автора сайта «Метрострой», http://www.rosmetrostroy.ru. «Вестибюль остался в целости и сохранности. До постройки здания Министерства обороны вход в вестибюль был спереди, со стороны Арбатской площади — через три ряда дверей. Сейчас вестибюль окружен зданием МО (находится во дворе), а вход сбоку, через проход в самом здании МО. Что это именно тот вестибюль хорошо видно по типам отделочных материалов. Попробуйте сами внимательно его осмотреть, зайдя с Воздвиженки, и вы сами все поймете».
|
Это снимок сделан со стороны Краснопресненской набережной и Краснопресненского парка, тянувшегося вдоль набережной Москвы-реки. Собственно, самой набережной как таковой еще не было — был просто сход к реке, а о Хаммеровском деловом центре и вовсе не помышляли.
Напротив гостиницы «Украина» и правее находились различные фабрики и заводики, которые существовали до недавнего времени. А между гостиницей и фабричными корпусами находился, как его называли, «веселый городок» — городок Метростроя — самый бандитский район города. Ведь метро строили, в основном, бывшие заключенные, освобожденные по амнистии, поэтому, казалось, не было дня, чтобы там что-то не произошло и кого-нибудь не убили. Позже этот городок был упразднен.
|
На фотографии запечатлен кусочек Садовой-Триумфальной от площади Маяковского в сторону улицы Чехова, нынешней Малой Дмитровки. Практически все дома и по правой, и по левой стороне снесены в связи с расширением Садового кольца. Снимок сделан из окна сохранившегося и сегодня здания, где располагалась какая-то сельскохозяйственная организация, вроде «Сортсемовощи».
Символы времени: узкое Кольцо без разграничительных линий, с пунктирной линией между встречными полосами движения. В левом верхнем углу — здание, построенное в 50-е годы, очень модное тогда. Маленьких же домиков, построенных вероятно во второй половины XIX века и не представлявших большой архитектурной ценности, больше нет. За этими домами сейчас находится «Мир музыки», «Ямаха-центр».
|
Снимок сделан тогда же, когда и фото гостиницы «Украина». Мы с отцом и моей теткой, вернувшейся из сталинских лагерей, зашли к ее приятельнице, вдове поэта Николая Клюева. Из окон ее квартиры и сделана эта фотография в сторону центра. На дальнем плане видна высотка на Кудринской площади.
Внизу — деревянные вагончики трамваев — классических «Аннушек» — символа 20-30 годов. Трамваи эти ходили по Москве вплоть до 50-х годов и название свое взяли от маршрута «А», открытого то ли 29 октября, то ли 27 декабря 1911 года.
«Мы предпочитали работать на „серебряной“ линии „А“- на Бульварном кольце. Эту линию москвичи называли ласково „Аннушкой“. Линия „А“ была нарядная, театральная и магазинная. По ней ходили только моторные вагоны, и пассажир был иной, чем на линии „Б“, — интеллигентный и чиновный. Расплачивался такой пассажир обыкновенно серебром и бумажками…» (Из «Повести о жизни» Константина Паустовского).
|
Это начало Тверского бульвара, примыкающее к площади Никитских Ворот. Большой дом на заднем плане существует, а маленький, скрытый за деревьями, нет — на его месте было построено здание ТАСС. К слову, по мнению многих архитекторов, огромные объединенные проемы окон нового здания разрушили ритмичность пространства Тверского бульвара.
Слева — будка справочного бюро. Очень характерная примета 50-х годов.
|
Это вид на Малую Молчановку из дома №20 по Большой Молчановке. Обе эти улицы получили такое название в XVIII веке, до этого Большую Молчановку составляли Стрелецкая улица и Трубников переулок, Малую – Манаковский переулок и Трубники. Название переулкам дал "Государев съезжий двор трубного учения" - школа, готовившая музыкантов-духовиков. Причина переименования переулков в честь Михаила Молчанова, одной из ярких фигур Смутного времени, неизвестна.
Как такового двора, изображенного на снимке, больше нет. На месте сарая (отопление еще было печное, и у каждого жителя имелся такой вот сарайчик), находится бельгийское посольство. На заднем плане - большой дом в стиле модерн, он соседствует с домом-музеем Лермонтова, с именем которого и связаны основные упоминания о Большой и Малой Молчановках.
|
Это снесенная северная, четная часть Б. Молчановки, дом - классический образец послепожарной застройки XIX века. Он находился практически напротив Годеиновского переулка, который существует и поныне. Справа – родильный дом Грауэрмана. Это часть Б. Молчановки сохранилась, она является сейчас стороной Нового Арбата, между Арбатской площадью и Годеиновским переулком. Двор этого дома любопытен тем, что в нем находилось подворье храма Симеона Столпника, открывающего сегодня перспективу Нового Арбата. Храм был совершенно разрушен, от него оставались только стены, и там размещалась металлическая мастерская. Осенью 1962 года, когда начался снос домов, храм тоже хотели сломать, но толстые стены его спасли. В общем, какое-то время он продержался, а потом, как памятник, попал под охрану и восстановление.
Бесконечные, унылые заборы, характерная деталь для Москвы 50-60 гг., были украшены афишами кинотеатров. Их клеили друг на друга, а потом к 7 ноября или к 1 мая отдирали.
|
Б. Ржевский переулок соединяет нынешнюю Поварскую улицу с Большой Молчановкой. В 1963 году за забором на углу находилась 93-я школа, построенная в 30-е годы. (Сейчас ее уже нет, вместо школы стоят какие-то офисы). А до школы на этом месте находился храм Николы на Курьей Ножке. Интересно, что слово «ножка» имеет два толкования. Ножка – это межа, то есть храм стоял на меже, как бы разделявшей слободы. По другой версии, выражение «дать на курьи ножки» означает то же что сейчас «дать на чай». Это была вотчина великого князя и он дал своей челяди на «курьи ножки». В принципе, правомерна и та, и другая версии.
В строительных лесах (слева) - частный особняк с большой художественной мастерской, с огромными стеклами. В советское время его снесли. Забор современнее, но, видимо, он повторял границы владения, принадлежавшего храму. А на месте особняка справа, кажется, расположилось Литовское посольство.
|
Малый Ржевский – это продолжение Большого Ржевского с другой стороны Поварской улицы. Он упирается в храм Большого Вознесения. В особняке вдали в 50-е гг. был детский дом. Сейчас в нем Таджикское посольство. Здание слева - буквально только что выстроенный концертный зал Гнесинского училища. Тогда же разбили и парк около него. А до этого здесь стояли почти разрушенные дореволюционные особнячки. И хотя все в принципе сохранено так же как было, дух, интонационное звучание совершенно иные. Особняк частично перестроили.
|
Забор на переднем плане – это дом №20 по Большой Молчановке, за ним дом 18, он сохранился и стоит особняком, однако все, что находится за ним, снесено и сейчас именно здесь проходит Новый Арбат. Это часть Б. Молчановки по направлению к Арбатской площади. По правой стороне, вдалеке, два особняка, принадлежавшие Лопухиным. Они находятся практически напротив стрелки, соединяющей Большую и Малую Молчановки и напротив Лермонтовского дома. Совершенно очевидно, что упоминание Вареньки Лопухиной в «Герое нашего времени» было сделано неспроста, видимо, они были знакомы в детстве, поскольку жили напротив. Лопухины владели практически всем пространством между Серебряным и Кривоникольским переулками.
В 50-м году на углу справа был выстроен двухэтажный блочный дом, скорей всего, на месте служб, принадлежащих Лопухиным. В нем расположилось управление строительства московского метрополитена новой тогда Арбатско-Покровской линии. После того, как метро построили, управление уступило место вытрезвителю. Примечательно, что когда стали строить Новый Арбат, то буквально в первый же месяц снесли все особняки Лопухиных, в общем, практически все, кроме этого вытрезвителя. Он стоял еще очень долго.
Кстати, 1957 год - это год московского фестиваля молодежи. Тем летом булыжную Большую Молчановку впервые покрыли асфальтом.
|
Этот особняк находился как раз напротив треугольника, образованного Большим Ржевским переулком и Малой Молчановкой. Дом представлял собой маленькую, одноэтажную, городскую усадьбу с мезонином. Типичный представитель недорогой, рядовой застройки послепожарной Москвы 1812г. Ныне уничтожен.
|
Перспектива Малой Молчановки, которая сейчас, к сожалению, уже не существует. Двухэтажный дом постройки конца XIX века (справа) и следующий за ним снесены. Они находились практически напротив дома-музея Лермонтова, который выглядывает из-за большого здания с левой стороны.
На месте крайнего домика справа сейчас стоит небоскреб, со спортивным баром, а раньше здесь было кафе «Ивушка». На заднем плане виднеется родильный дом Грауэрмана, а двухэтажного домика перед ним, увы, тоже больше нет.
С левой стороны Малой Молчановки видна крайняя часть знаменитого дома со львами (доходный дом Г.А. Гардона, 1913-1914 гг. арх. И.Г. Кондратенко и В.Н. Волокитин), который является образцом гуманной реконструкции 2001-2003гг. В ходе нее были восстановлены утраченные элементы фасада. Сохранён декор лестницы и холла парадного подъезда.
|
Слева на фотографии видно устье Малой Молчановки, а вот справа, по Большой Молчановке, находятся два, известных по роману Лермонтова «Герой нашего времени», особняка Лопухиных. Дом-музей Лермонтова находится как раз напротив них. Он не являлся частным владением, а лишь нанимался поэтом долгое время. Можно сказать, это единственное сохранившееся строение.
А вот на заднем плане стоял, пожалуй, самый стильный особняк из всех существововавших на Большой Молчановке. Он был снесен во время строительства проспекта Калинина где-то в конце 50-х годов. До сноса здесь размещался дом «Санпросвета». Судя по архитектуре – это постройка конца XIX, начала XX века, в стиле ампир. Но это скорее более позднее переосмысление, потому как четырёхколонный портик можно рассматривать как самостоятельную часть здания. А с правой стороны - пристройка, в которой, видимо, была лестница. С левой же виден флигель и его ограда. Архитектурный шедевр, вплоть до деталей. На входе в дом были совершенно изумительные дубовые двери с бронзовыми львами, которые держали в зубах кольца (ручки дверей). При разборке дома строителям было поручено вынести из дома все ванные принадлежности: унитаз, ванну, писсуар и раковину. Каждый из этих предметов был сделан из цельного куска мрамора и соответственно имел невероятно большой вес.
К сожалению, сейчас от этой живописной площадки на стечении Большой и Малой Молчановок ничего не осталось.
|
Дом №7 на Большой Молчановке находился в арбатской части Москвы, поэтому на его чугунной решетке большими буквами красовалась выкованная надпись – «Арбатская часть». Что придавало особую колоритность этому дому.
|
Дом построен в стиле купеческих особняков концаXIX, начала XX веков. Решетка сохранилась и по сей день, только ужасный вид запущенности и псевдо лакеи у входа в ресторан омрачают ее красоту.
|
Этот типичный арбатский дворик на пересечении Большой Молчановки и Трубниковского переулка ещё во время строительства Нового Арбата сохранял рядовую послепожарную застройку Москвы. На втором плане виден простой квартирный дом застройки полукапиталистического (доходного) типа. А перед ним небольшой особнячок с ампирным подобием портала.
Ближе к окончанию строительства Нового Арбата весь этот двор со старыми деревьями и покосившимся штакетником был уничтожен. Кстати, на заднем плане уже видны «мишки-книжки» - арбатские новостройки, спроектированные Михаилом Посохиным.
|
Так выглядели многие московские дворы середины XX века. Ничем не примечательные дома постройки конца XIX века, в конце 1950-х – начале 1960-х годов начали обрастать лифтами в очень оригинальных стеклянных пеналах, которые сразу же придали домам некую архитектурную своеобразность.
|
Небольшой треугольничек в районе Арбата и Большой Молчановки, называемый Собачьей площадкой, ныне остался существовать разве что в воспоминаниях и старых фотографиях. Возникла площадка, по преданию, на месте Псарного, или Собачьего, двора для царской охоты, и была известна с XVII в. В 1952-м Собачья площадка вошла в состав Композиторской улицы, а в 1960-х гг. она была уничтожена при прокладке Нового Арбата.
Снимок сделан с западной стороны площадки. За спиной у фотографа находятся кирпичные корпуса Долгоруковской лечебницы, которые были построены в дар городу (и, признаться, сильно портили общий вид). Слева от площадки отходит Кречетниковский переулок, справа - Дурновский. Прямо за площадкой начинается Собачий переулок, состоявший всего из двух домов. Сквер посередине был построен к Фестивалю молодёжи и студентов 1957 года. Посередине площадки - интересное архитектурное сооружение, напоминающее колонну, в народе прозванное «памятником барской собаке» (приписывали ему историю самого происхождения названия Собачьей площадки). Но на самом деле это была раздаточная колонка-фонтан, предназначенная для поения лошадей.
Справа - усадьба Хомяковых. Именно мать Хомякова по преданию и построила этот фонтан. Посередине площадки стояла восьмигранная колонна с львиными мордами с бассейном, огражденным барьером. До 1950-х годов никакого садика вообще не существовало, была лишь небольшая проволочная оградка вокруг памятника. И только в 1957г. здесь посадили деревья.
|
Один из самых стильных особняков Собачьей площадки, с интересными архитектурными отклонениями. Портик здания имеет ступенчатую форму, сильно упрощённые колонны соединены в арку и не имеют обычного завершения в виде ордера. Этот особняк знаменит тем, что в конце XIX века в нём жила мать будущего вождя пролетариата Мария Александровна Ульянова и здесь по дороге в ссылку останавливался сам Владимир Ильич. На доме даже была мемориальная доска, что, правда, не уберегло его от сноса.
|
Вид Собачьей площадки зимней ночью. Последние дни Собачки, которую не спасли от сноса ни имя Пушкина, ни деревянный домик, снятый в 1897 году М. А. Ульяновой, ни Ленин, в домике останавливавшийся. Хотели, правда, подвинуть советскую святыню, даже новым железом покрыли. Но… не случилось.
|
Пересечение с улицей Воровского, она же Поварская. Фото конца 1950-х гг. Дома слева фактически не сохранились. На их месте сквер, с историческим трехсотлетним вязом. Сколько лет дереву на самом деле никто не знает, оно до поры до времени просто стояло в одном из снесенных дворов, однако его трехсотлетие помешало строительству турецкого посольства или представительства. Вяз объявили не то пушкинским, не то лермонтовским и эта легенда спасла сквер от уничтожения.
Дальше начинается Малый Ржевский переулок. Справа до 1952 года стояла церковь Ржевской Божьей Матери, построенная в XVII веке прихожанами, жившими на Поварской, – главной улице большой слободы, заселенной царскими поварами, хлебниками и квасниками. Ломать церковь начали еще в 1938 году, а в 1952 году ее окончательно снесли и построили помпезное, в стиле сталинского ампира, здание Верховного суда СССР. Громоздкое здание угрожающе нависало над всей Поварской улицей. Шли годы, и на месте забора, что справа, выстроили еще одно такое же гигантское сооружение, вкупе с соседом практически полностью закрывшее переулок от солнечного света.
Пострадала вся Поварская улица, слева огромное здание Гнесинского училища, во дворе справа – башня-переросток, построенная, кажется, тоже для Верховного суда.
В глубине Малого Ржевского можно рассмотреть стоящий до сих пор особнячок начала XX века. Также существуют угловой пятиэтажный дом (начало XX века) и перестроенное здание Верховного суда.
|
Двухэтажный особняк, построенный в 1889 году по заказу князя Святополк-Четвертинского, представляет смешение нескольких архитектурных стилей – модерн с элементами классики. Башенки, резное дерево, огромный, обшитый дубовыми панелями, ресторанный зал, где по преданию располагалась масонская ложа. По легенде, в этом зале, на балу танцевала Наташа Ростова из «Войны и мира». Недаром, во дворе дома стоит памятник Льву Толстому.
Другая, не менее интересная байка связана с тем, что бывшая владелица дома графиня Олсуфьева, после революции эмигрировавшая во Францию, спустя много лет, в советское время приехала-таки на родину. И была приглашена на обед в ресторан ЦДЛ, расположившийся в ее собственном доме. Но вот думала ли Александра Андреевна увидеть в графской спальне партком?..
Центральный дом литераторов прочно обосновался здесь еще с 1934 года, сейчас его вид отличается от того, что был в 1960-х, понастроена масса ресторанов и кафе. Но усадьба, памятник федерального значения, все же еще стоит.
|
Слева виден забор, за которым расположилась Церковь Большого Вознесения. Храм вместе с колокольней был заложен в 1799-1801 годах. К 1812 году построили трапезную и цокольную части церкви. Строительство завершилось в 1848 году, однако колокольня так и не была возведена. В конце 2001 года колокольню решили достроить, в связи с чем забор частично снесли.
Сквер впереди с памятником Алексею Толстому тоже несколько потеснили при строительстве колокольни. Кстати, эта та самая церковь, в которой якобы венчался Александр Сергеевич Пушкин с Натальей Николаевной. Но, скорее всего эта версия ошибочна, так как храм был освящен только в 1840 году. По всей видимости, здесь либо стояла другая церковь, либо имеется в виду какое-то другое место, в любом случае, в неосвещенной церкви Пушкин не мог венчаться.
|
Никитский бульвар до начала строительства туннеля под Арбатской площадью.
Так это место выглядело до начала 1960-х годов, когда начали строить туннель под Арбатской площадью. Слева ворота усадьбы, где провел свои последние дни Николай Васильевич Гоголь и где в 1909 году был организован мемориальный музей-читальня, гоголевская библиотека. Здесь же нашел свой приют памятник Гоголю работы скульптора Андреева, стоявший прежде на Пречистенском бульваре, но в 1952 году сосланный в Донской монастырь. В 1959-м памятник вернули из ссылки, но уже во двор дома №7 по Никитскому бульвару.
Дальше знаменитый дом Полярников, построенный в 1930-х годах и получивший свое название из-за жильцов – исследователей Арктики и героев Советского Союза.
А передняя часть бульвара снесена. Он сведен в подобие стрелки, вокруг нее сделаны два объезда, которые уводят в туннель под Арбатской площадью.
|
Никитский бульвар появился в Москве вскоре после пожара 1812 года, когда здесь в два ряда были посажены липы. Свое название бульвар получил по Никитским воротам, к которым он выходит.
Так старинная чугунная ограда бульвара выглядела в 1960-х годах. Сейчас она заменена.
|
Вид на четную сторону Большой Молчановки. Типовая застройка послепожарной Москвы – полутораэтажный «домик-крошка» с мезонином, перекошенный деревянный заборчик. К сожалению, таких домиков скоро вообще может не остаться.
На заднем плане виднеется треугольник между Большой и Малой Молчановками и Ржевским переулком с садиком на углу.
|
Перед нами Дом санитарного просвещения, образец эпохи неоклассицизма. Он был снесен в 1962 году во время строительства Нового Арбата. В домике справа находился ремонт обуви.
|
Вот такой деревенский вид практически в самом центре Москвы. Сам Кривоникольский переулок был коленообразным и шел параллельно Серебряному переулку. Дома, что виднеются вдали, стоят на Арбате.
Кстати, раньше с Арбатской площади была видна колокольня храма Николы Явленного на углу Арбата и Серебряного переулка, дивный памятник отечественной архитектуры, бывший изюминкой, главным акцентом улицы. Но в 1931 году колокольню безжалостно уничтожили. На ее месте выросла школа («просвещением по мракобесию»), и за счет освободившейся площади также была увеличена территория близлежащего госпиталя. Место это дважды упомянуто в «Войне и мире» Л. Н. Толстого.
|
Четная сторона переулка, дома 2 и 4. В принципе, этот снимок представляет собой просто увеличенный предыдущий.
История Кривоникольского переулка неразрывно связана со многими известными именами. Начиная с Пушкина, который здесь останавливался и заканчивая известным польским коммунистом Ришардом Шаде. Нелегально пересекший вместе со своей супругой Юлией границу, он получил в России документы на имя Степана Вильгельмовича Кухарского. Поселили семью Кухарских в Кривоникольском переулке, в доме, где жили одни поляки, впоследствии все репрессированные. Сейчас этот дом снесен, и на его месте проходит Новый Арбат.
|
Все тот же второй дом, снятый с другой стороны. Интересно, что на доме с колоннами отчетливо виден номер 1, в то время как на соседе - №2
«Дом в Кривоникольском переулке,
Наподобье сломанной шкатулки,
Взгляду постороннему открыт.
Под ногами выбитые стекла,
Штукатурка в комнатах промокла,
Провод полусорванный висит.
Он и наклонился как-то странно.
Он стоит, но нет его по плану.
А по плану развернутся тут
Небоскребы нового Арбата»...
(Н. Новиков)
|
В 1358 году митрополит Алексий попал в сильный шторм в византийской бухте Золотой Рог близ Константинополя. Испуганный стихией он поклялся построить в Москве собор в честь того святого, чья память праздновалась в тот день — Спаса Нерукотворного. Вернувшись в Москву, в 1361 году Алексий основал в Заяузье Спасский монастырь с главным деревянным собором в честь Спаса Нерукотворного. А один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о той бухте, и позднее одна из улиц Рогожской слободы стала называться Золоторожским валом.
Настоятелем же монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского Андроник, причисленный к лику святых, поэтому монастырь теперь называется Спасо-Андрониковым. В монастыре долгое время сохранялся колодец, выкопанный его руками.
|
Главный храм обители во имя нерукотворного Спаса сделан из белого камня, храм является древнейшим в Москве монастырским храмом, построенным в XV веке и сохранившимся до нашего времени.
При игумене Александре в 1420 году на месте деревянного собора был возведен новый, каменный. Расписывали его Андрей Рублев и Даниил Черный. Преподобный Андрей Рублев принял постриг в этом монастыре и долгое время был его монахом. Здесь же иконописцы были похоронены, по старым сведениям — в соборе на том месте, где стояла его колокольня. В настоящее время их могилы утеряны. В 30-х годах архитектору П. Д. Барановскому удалось отыскать старинную надгробную плиту с надписью XV века. Это произошло поздним вечером, и ученый не смог разглядеть ее как следует. Он отложил изучение находки до утра, сняв только отпечаток с надписи, и просидел над ним всю ночь. Это оказалось единственным, что осталось в руках архитектора. В ту же ночь рабочие раскрошили плиту и посыпали дорожки монастыря, чтобы уберечь их от осенней слякоти. Так была потеряна единственная ниточка, которая, возможно, вела в далекую древность к могиле Андрея Рублева.
|
Новоспасский стравопигеальный монастырь основан до 1330 г. великим князем Иваном Даниловичем Калитой на Боровицком холме и именовался Великокняжеским дворцом. При Иване III был перенесен на новое место — Крутицкий холм. Позже монастырь стал родовым дома Романовых-Юрьевых-Захарьевых.
Этот загородный монастырь часто был обращаем в крепость и являлся важным звеном в системе обороны южных рубежей Москвы, занимая место между Андрониковым и Симоновым монастырями. Большую роль сыграл Новоспасский монастырь в отражении набега крымских татар в 1591 году. В середине XVII века его деревянные укрепления были заменены каменными стенами с пятью башнями.
|
После Октябрьской революции Новоспасский монастырь был упразднен, и в нём располагались промышленные предприятия. Однако несмотря на это в нем сохранилось много архитектурных памятников. В ансамбль Новоспасского монастыря входят Спасо-Преображенский собор и трапезная, относящиеся к середине XVII века, «Хлебодарная палата», построенная в 1677-78 годах. Над монастырем возвышается 78-метровая колокольня, построенная в 1759-95 годах Иваном Жеребцовым.
Справа виден кусочек парапета лестницы Новоспасского моста. Деревянных домишек у монастырских стен давно уже нет.
|
Симонов монастырь основан в 1370 году по благословению св. Сергия Радонежского его учеником и племянником — преподобный Федором.
Свое название монастырь получил по имени инока Симона, в миру боярина Стефана Васильевича Ховрина, пожертвовавшего землю для монастыря. На этих землях — к югу от Москвы, в десяти верстах от Кремля — и был заложен монастырь.
Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь во время приездов в Москву. По выражению летописца, Симонов монастырь неоднократно служил «щитом Москвы против врагов».
В конце XVII века собор был расписан артелью московских царских мастеров. Тогда же был выполнен резной золоченый иконостас, в котором находилась главная реликвия монастыря — Тихвинская икона Богоматери, которой св. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
|
Фотография сделана со стороны Киевского вокзала с видом на новенький в то время высотный дом на Смоленской площади, в котором находится Министерство иностранных дел РФ. По легенде именно этой высотке Сталиным собственноручно был пририсован шпиль. После этого, шпили были добавлены ко всем высоткам, их выполнили из металлизированного стекла, который искрился на солнце.
На переднем плане Бородинский мост, украшенный в честь празднования сорокалетия Октябрьской революции.
Здесь ещё нет уже привычных нам башен гостиницы «Белград» и застройки Смоленской набережной. А раньше на этом месте была Смоленская улица, которая соединяла Арбат и Бородинский мост.
|
Фотография того же времени и места, что и предыдущая, только выполненная ночью.
|
На фотографии изображён эскалатор, который сейчас не работает. Он двигался от станции метро Воробьёвы Горы к Дворцу пионеров. Отсюда открывается вид Лужников со стороны Ленинских гор. Справа пока еще пустырь, позже здесь появились спортивные сооружения, построенные к Олимпийским играм. Вдалеке виднеются дома, которые стоят на Фрунзенской набережной, а справа можно разглядеть Андреевский монастырь.
|
Историческая справка:
«В 1957 году через Москву-реку в районе Дорогомиловской излучины был сооружен Новоарбатский мост (авт. проекта — М.С. Крючков, С.С. Мейтарчан, М.С. Руденко, С.Я. Терехин, арх. — А.И. Сусоров и К.Н. Яковлев; с 1963-го до начала 1990-х годов мост именовался Калининским). Он соединил Кутузовский проспект с Новоарбатским».
Справа от моста (т.е., на фото слева) опять виден дом Гайгарова.
|
На той стороне Москвы-реки, на Смоленской набережной виден дом архитектора Николая Ивановича Гайгарова. Слева от него, между Гайгаровским домом и маленьким особнячком, начинается Проточный переулок. Слева от него в настоящее время можно увидеть посольство Великобритании. А с противоположной стороны, где и стоял фотограф, в те времена ещё не было построено набережной, и существовал только песчаный пляж.
|