В XIV веке здесь стояло село Кудрино, а на месте площади находился двор серпуховского князя Владимира Андреевича. Затем владения князя долгое время числились в ведении Новинского монастыря и лишь в середине XVII века отошли в казну. В начале XVIII века село принадлежало А.Л.Нарышкину, двоюродному брату Петра I. В конце XVIII века здесь уже была небольшая площадь с лавками, торгующими деревенскими товарами.
К 1660 году относятся первые упоминания о церкви Покрова в Кудрине. В 1713 году было построено новое здание церкви, в 1800 - 1819 годах к нему пристроили трапезную и колокольню.
В XIX веке площадь оформили, сделали квадратной, и до 1914 года на ней размещался привозной рынок. В 1914-м здесь был устроен круглый сквер с фонтаном.
В 1922 году Кудринская площадь была переименована в площадь Восстания, в 1993-м ей вернули прежнее название. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы закрыли в 1931 году, в 1937-м она была снесена.
The square and the street were named after a village of Kudrino, which was located there in the 14th century. The manor house of Prince Vladimir Andreevich of Serpukhov was exactly in the place of the square. At the beginning of the 18th century, the village belonged to A.L.Naryshkin, Peter the Great’s cousin. At the end of the 18th century it was rather a big settlement with a square crowded with small shops.
The first mentions of the Church of Pokrova in Kudrino refer to 1660. However, some historians believe that it existed in the times of Prince Vladimir Andreevich. The new building of the church was constructed in 1713; the refectory and the bell-tower were built in 1800 - 1819.
In the 19th century the square took up a regular rectangular shape. Before 1914 it served as a market place. In 1914 a round mini-park with a fountain was laid out in the center of the square. In 1922, Kudrinskaya Square was renamed Vosstanya Square, but in 1933, it regained the original name. The Church of Pokrova (Holy Protection of the Mother of God) was closed and in 1937, when the square was being reconstructed, the church was pulled down.
|
Слева открывается вид на Кремль и Кремлевскую набережную. На первом плане - водовзводная (Свиблова) башня, за ней видна колокольня Ивана Великого – самая высокая московская колокольня. На заднем плане – Беклемишевская (Москворецкая) башня.
Справа – Софийская набережная, претерпевшая с тех пор существенные изменения. Название набережной дала построенная здесь церковь Софии (Премудрости Божией), колокольня которой возвышается над домами. Она построена в 1862 году архитектором Н. И. Козловским.
Ежегодно, 6 января, Кремлевскую и Софийскую набережные заполняли толпы москвичей. На лед реки через Тайницкие ворота спускалась церковная процессия – крестный ход. У проруби, под пушечный салют, совершался обряд водосвятия.
On the left we get a panorama of the Kremlin and the Kremlin Quay. In the foreground is the Water (Vodovzvodnaya) Tower, also known as Sviblova Tower. Behind it rises Ivan the Great – the tallest of Moscow’s bell towers. Further on is the Beklemishev or Moskvoretzkaya Tower.
To the right is the Sophia Quay, which since then has changed very considerably. This Quay is named after the church of St Sophia (Our Lord’s Wisdom); its belfry stands outs among the surrounding houses. The church was designed in 1862 by Kozlovsky. Every year on 6 January both the Kremlin and the Sophia Quays would be filled with crowds of Muscovites. From the Kremlin’s Secret (Tainitzky) Gate a religious procession went down to the frozen river. Over an ice-hole, to the sound of cannon salute, the rites of blessing the waters were performed.
|
Храм Христа Спасителя задумывался как храм-памятник погибшим в Отечественной войне 1812 года. 12 октября 1817 года произошла закладка храма на Воробьевых горах. Руководил работами Александр Витберг. По замыслу зодчего, храм должен был возвышаться над городом, однако, по ряду причин проект не был завершен. Новый принадлежал архитектору Константину Тону и был одобрен Николаем I 10 апреля 1832 года.
Собор, расположенный на площади Пречистенских ворот, недалеко от Кремля, создавали очень талантливые люди. Фасад оформляли такие скульпторы, как барон Клодт, Рамазанов, Логановский, расписывали художники Суриков, барон Нефф, Кошелев, Семирадский.
5 декабря 1931 года начался снос храма Христа Спасителя. Горельеф работы скульптора А.В.Логановского «Сергий Радонежский, благословляющий Дмитрия Донского на поход против татар в 1380 году» решением специальной комиссии был спасен. Фрагменты привезли в Донской монастырь, где горельеф был восстановлен. Там его можно увидеть и сегодня.
The Temple of Christ the Saviour was originally intended as a church of commemoration for the soldiers fallen in the Patriotic War of 1812. The ceremonial laying of the foundation stone took place on 12 October 1817 up in the Vorobjovy Hills. The project was developed by architect Alexander Witberg. For a number of reasons his project was abandoned. An alternative design of the temple was proposed by Konstatin Ton.
Cathedral was brought to life by sculptors von Klodt, Ramazanov, Loganovsky.They worked on decorations of the façade. The murals were painted by the leading artists of the Russian Academy of Arts, such as Surikov, Baron Neff, Koshelev, Semiradsky. The demolition of the Temple of Christ the Saviour began on 5 December 1931. The high relief by A.V.Loganovsky was spared by a special committee’s decision. The fragments were transported to the Donskoy Monastery where the relief was restored and preserved; it can be viewed there today .
|
Деревянный мавзолей был построен взамен первого, временного варианта, просуществовавшего с января по август 1924 года. Уже в марте первый мавзолей закрыли и началось строительство нового. Разработать проект было поручено автору Казанского вокзала архитектору А.В.Щусеву. Он смог решить главную задачу: соединить воедино усыпальницу, памятник и трибуну. Через семь месяцев на Красной площади появилась ступенчатая пирамида с лестницами, включенными в общий объем. По словам очевидцев, деревянный мавзолей оказался очень красивым.
Деревянный мавзолей В.И.Ленина простоял 5 лет и в июле 1929 года был заменен на современный, каменный, в плане практически идентичный прежнему. Тогда же произведена реконструкция Красной площади. В 1944 году на мавзолее устроена правительственная трибуна.
Фотограф запечатлел момент шествия пионерских отрядов.
The wood-built version of Lenin’s Mausoleum replaced the earlier, temporary structure that existed between January and August 1924. Already in March of that year the ‘first’ Mausoleum was closed down and work began on the new memorial. Seven months later a staircased ziggurat appeared in Red Square. According to eyewitnesses, this wooden Mausoleum was most attractive. The project was carried out by A.V.Schusev, the architect who had previously designed the Kazansky rail terminal in Moscow. Schusev managed to solve the task of integrating a burial-vault, a monument, and an orator’s platform.
The wooden Mausoleum was in place for 5 years. In July 1929 it was superseded by the current, stone-built Mausoleum of almost identical design. This coincided with the general reconstruction of the Red Square area. The so-called Government Tribune was constructed on top of the Mausoleum in 1944.
The photograph has captured the city Young Pioneers on parade.
|
Памятник работы скульптора И.П.Мартоса был поставлен на Красной площади в 1818 году по указу императора Александра I. Как писал дореволюционный путеводитель, «памятник обошелся в 150 тысяч рублей, на отливку пошло 1350 пуд. меди и олова и 1200 пуд. бронзы». По замыслу автора, «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает одной рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и другой рукой показывает ему Москву на краю гибели». Именно это обусловило место установки памятника перед Верхними торговыми рядами: Минин указывал рукой на Кремль – центр России.
В Верхних торговых рядах после революции разместился ряд мелких промышленных и торговых контор.
В 1930 году памятник Минину и Пожарскому для удобства проведения парадов и демонстраций был передвинут к Покровскому собору (собору Василия Блаженного).
The monument, sculpted by I.P.Martos and sanctioned by the tsar Alexander I, was erected in Red Square in 1818. A pre-1917 guidebook states that the monument «came to» 150000 roubles; its casting required 1350 poods (a pood is a weight measure that equals 16, 38 kilos or 36 lb) of copper and tin alloy and 1200 poods of bronze. The sculptor’s intention was to portray «Citizen Minin in his enthusiasm for the rescue of the Motherland; his right hand clasps the hand of Prince Pozharsky as a symbol of their unanimity, whereas with his left hand he points his friend towards Moscow that is on the brink of disaster». The latter detail was decisive for the monument’s location: with the Upper Trading Rows behind him, Minin was pointing at the Kremlin – the heart of Russia as a nation.
After the revolution of 1917 the Upper Trading Rows were occupied by various small industry and trade offices.
To free up space for parades and public rallies, in 1930 the Minin and Pozharsky monument was moved towards the Veil Cathedral, which is more famous as the St Basil Cathedral.
|
Площадь образована в 1790 году на месте двора усадьбы князей Долгоруковых для устройства плаца для развода караула перед домом московского генерал-губернатора. Площадь с галереей и колоннами проектировал знаменитый архитектор М.Ф.Казаков, однако работы были отложены до «более благоприятного времени».
В 1912 году Тверская площадь получила название Скобелевской, на ней был поставлен памятник герою русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов генералу М.Д.Скобелеву. В 1918 году памятник убрали, ссылаясь на отсутствие художественной ценности. Тогда же на его месте воздвигли обелиск Октябрьской революции со статуей Свободы. До начала 1940-х годов изображение обелиска было официальным символом столицы.
В 1930-х годах площадь подверглась реконструкции, в 1941-м обелиск снесли. В 1954 году его место занял памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому. В 1960-х годах существовали планы воссоздания монумента Свободы и переноса памятника Долгорукому к Новодевичьему монастырю, но они не были осуществлены.
The square was laid out in 1790. It replaced the yard of the Princes Dolgorukovs’ manor house. The square was designed as a parade ground for guard mounting parades in front of the Moscow Governor-General’s House. The project presented by the famous architect M.F.Kazakov, but its implementation was put off till «more favourable times».
In 1912, Tverskaya Square was renamed after General M.D.Skobelev, the hero of the Russian-Turkish War of 1877 - 1878 and at the same time the monument to Skobelev was erected in the middle of the square. In 1918, the monument was removed allegedly for the reason of its artistic worthlessness. It was soon replaced by an obelisk with the statue of Liberty in honour of the October Revolution. Before the 1940s the obelisk was the official symbol of Moscow.
In the 1930s the square underwent reconstruction. The obelisk was pulled down in 1941. In 1954 its place was taken by a monument to the founder of Moscow Prince Yuri Dolgoruky. In the 1960, the city authorities considered another redevelopment plan. However, the plan was not carried out.
|
Театральная площадь возникла после пожара 1812 года, спланирована Осипом Бове, главным архитектором «фасадической части» Комиссии для строения Москвы. Площадь организована в 1817 - 1824 годах, до 1829 года называлась Петровской, по проходящей здесь улице Петровке. В 1835 году на площади был установлен фонтан работы И.П.Витали.
Большой Императорский театр построен в 1780-х годах, однако в 1805 году он сгорел, после чего, в 1821 году, объявляется конкурс, на котором был утвержден проект архитектора А.Михайлова. После доработки проекта Осипом Бове в 1821 - 1824 годах возводится строгое, лаконичное здание нового театра. Но… в 1853 году театр вновь горит. И в 1856 году перестраивается архитектором А.Кавасом, который сохранил общую схему здания, но изменил его пропорции.
Цены на билеты, как утверждает дореволюционный путеводитель, на 1911 год сильно зависели от того, утром или вечером представление, балет или опера, и от местоположения. Они варьировались от 30 копеек на галерке до «20 рублев на оперу в ложах бельэтажа».
Teatralnaya Square appeared soon after the fire of 1812. It was designed by Osip Bove, the chief architect of the Moscow building committee «façade division». The square was laid out in 1817 - 1824. Up to 1829 it was known under the name Petrovskaya by association with Petrovskaya Street running nearby. In 1835, the square was decorated with a fountain by the great sculptor I.P.Vitaly.
The Bolshoi Imperial Theatre was built in the 1780s. It was burnt down in 1805. In 1821 a special committee held a competition for the best project of a new theatre building. Design suggested by the architect A.Mikhailov was approved of. In 1853 the Bolshoi caught fire again. In 1856 it was rebuilt by the architect A.Kavas, who preserved the general design of the building but changed its proportions.
Ticket prices in 1911 depended on the time and type of the performance, as well as on the seat. Cheapest seats in the «paradise» costed 30 kopeks, while an opera ticket for a box in a dress circle might cost «up to 20 quid».
|
Особняк с башенками в русском стиле был выстроен В.А.Морозовой на месте сгоревшего в 1892 году цирка и подарен сыну Арсению. После путешествия по Испании и Португалии Морозов, под впечатлением от увиденного, в 1894 году приказывает переделать дом в стиле «испанское палаццо». За проектирование и строительство взялся архитектор В.А.Мазырин, человек, увлекающийся Востоком. Кстати, он сопровождал Арсения в поездке. К 1899 году чудо-дом был закончен. Он вызывал крайнее недоумение у москвичей, называвших его «испанским подворьем» или «испанским замком».
В мае 1918 года здание перешло к объединению Пролеткульта. Здесь бывали М.В.Фрунзе, М.И.Калинин, несколько раз выступали В.В.Маяковский и С.А.Есенин, ставили спектакли С.М.Эйзенштейн и В.Э.Мейерхольд.
С 1928 по 1952 год в доме располагались посольства зарубежных стран, а в 1959 году открылся Дом дружбы с народами зарубежных стран.
This turreted mansion designed in the Russian style was built to the order of V.A.Morozova and replaced an old circus, which was burnt down in 1892. In 1894, under the influence of his trip to Spain and Portugal, Morozovas’ son Arseny decided to rebuild the mansion into a «Spanish palazzo». This task was carried out by the architect V.A.Mazyrin, who was given to mysticism and was extremely fond of the East. By 1899 the wonder-house was ready. It extremely puzzled the Muscovites who called it «Spanish Court» or «Spanish Castle». Undoubtedly it was the most sumptuous mansion in Moscow.
In the May of 1918 the building was assigned to Proletkult (association of revolutionary literary and theatrical personalities and artists). It was often visited by M.V.Frunze, M.I.Kalinin and A.V.Lunacharsky. V.V.Mayakovsky and S.A.Esenin read their poems here, S.M.Eisenstein and V.E.Meierhold staged their performances.
From 1928 to 1952 the house served as a residence of several embassies. In 1959 it was turned into the House of Friendship with the Peoples of Foreign Countries.
|
Неглинная улица, до 1922 года - Неглинный проезд, образовалась на месте русла реки Неглинной, которая в 1819 году была заключена в подземную трубу. Из-за разливов реки земельные участки здесь продавались в рассрочку и по низкой цене. И только к концу XIX века Неглинная преобразилась.
В 1893 - 1895 годах на месте старинного сада в бывшем владении графа Воронцова, по четной стороне Неглинной улицы, по проекту архитектора К.М.Быковского возводится здание Московской конторы Государственного банка. Величественный особняк в стиле ренессанс был декорирован скульптурами работы А.М.Опекушина. В 1927 - 1929 годах по бокам от главного здания были построены флигели (арх. И.В.Жолтовский). Сейчас в здании размещается Центробанк РФ.
Сразу за банком располагались знаменитые Сандуновские бани. Прежние, приобретенные в 1869 году деревянщиком И.Г.Фирсановым, были снесены в 1894 году, а на их месте построены новые, по проекту Б.В.Фрайденберга, по виду напоминающие театр.
Neglinnaya Street (Neglinny Drive before 1922) was laid out over the Neglinnaya River streambed, after the latter had been enclosed in a buried pipe in 1819. The frequent floods of the subterranean river accounted for the low land prices in that area. It was only by the end of the 19th century that Neglinnaya Street had transformed into one of the major shopping venues.
The building of the State Bank Moscow Office designed by the architect K.M.Bykovsky was erected in 1893 - 1895 on the even-numbered side of Neglinnaya Street in the place previously occupied by an old garden belonging to Count Vorontsov. The imposing building in the Renaissance style was decorated with the sculptures by A.M.Opekushin. In 1927 - 1929, the building was complemented with two out-houses (designed by the architect Zholtovsky). Today, the building houses the Central Bank of the Russian Federation.
Next to the Bank were the famous Sandunovskiye Bani (bath house). The former bathhouse purchased by the carpentry owner I.G.Firsanov was pulled down in 1894 and replaced by the new one designed by the architect B.V.Freidenberg.
|
В 1626 году здесь, как пишет историк П. В. Сытин, стояли лавки и шалаши Яблочного, Дынного, Огуречного, Ягодного и Капустного рядов. Новый вид площадь стала обретать только в конце XIX века. В 1875 году начинается строительство Императорского Российского Исторического музея по чертежам, выполненным инженером А. А. Семеновым и рисункам художника и архитектора В. О. Шервуда. Из-за неровностей почвы само здание и его фасады имели неодинаковое количество этажей. На малых башнях был помещен старый герб московского государства (лев и единорог), стены же музея украсили росписи, созданные в старинном стиле. Каждый зал изначально отделывался в стиле эпохи, к которой принадлежали хранящиеся в нем экспонаты.
После революции музей был переименован в Государственный Российский Исторический музей, в 1921 году - в Государственный Исторический музей (ГИМ).
В 1890 году по другую сторону Иверских (Воскресенских) ворот по проекту архитектора Д. Н. Чичагова возводится здание Московской городской думы. Ныне – это филиал Исторического музея.
The historian P. V. Sytin writes that back in 1626 this site was taken up by the stalls and kiosks selling fruit and vegetables. These trading lanes were named accordingly – Apple Row, Melon Row, Cucumber Row, Berry Row, Cabbage Row. Only in late nineteenth century the square’s outlook started to change. In 1875 work began on the Imperial Russian History Museum, designed by engineer Semenov on the basis of drawings by the artist and architect V. O. Sherwood. Due to unevenness of the surface the number of floors varies in different parts of the building, as is also evinced by the façades. The small towers display the ancient coat-of-arms of Muscovy (lion and unicorn). Inside, the walls are covered with murals in a range of “antique” styles: originally each museum room was designed and decorated so as to imitate the historical period of the objects exhibited therein.
After the Communist revolution the museum was renamed as the State Russian History Museum, then in 1921 as the State History Museum.
To the other side of the Iversky (Voskresenky) Gate there were built, in 1890, the chambers of the Moscow City Duma (Council), designed by D. N. Chichagov in the same style as the nearby History Museum. After the revolution this building housed the offices of the Moscow City Finance Department and the Moscow Council Statistics Department, but from 1934 it became the Lenin Museum. Nowadays it functions as a section of the History Museum.
|
Часовня Пантелеймона Целителя, или Пантелеймоновская часовня, была выстроена около Владимирских ворот Китайгородской стены для хранения афонских святынь в 1881 - 1883 годах.
Внушительное здание часовни в византийском стиле принадлежало Русскому Пантелеймоновскому монастырю на Афоне. Монастырь этот был известен тем, что в нем хранились мощи святого Пантелеймона Исцелителя - врача-христианина, бесплатно лечившего больных. Именно они были помещены в часовню близ Владимирских ворот, куда стекались страждущие, молившие святого об исцелении.
19 апреля 1925 года президиум Моссовета принял решение о закрытии часовни. Тогда за нее вступились митрополит Вениамин и А.И.Введенский, отмечавшие, что «Пантелеймоновская часовня является одной из немногих церковных единиц обновленческой ориентации г. Москвы». Часовню оставили в покое. Но в 1929 году закрыли часовню в Богоявленском монастыре, а в 1932-м закрыли часовню и у Владимирских ворот. Через год ее снесли.
The Chapel of Panteleimon the Healer, or Panteleimonovskaya Chapel was built near Vladimirsky (Nikolsky) Gate of Kitay-Gorod wall in 1881-1883 to keep the relics from the Mount Athos.
The impressive building of the chapel was made in the Byzantine style and belonged to the Russian Panteleimon Monastery on the Holy Mountain. The monastery kept the relics of Saint Panteleimon the Healer - a Christian doctor who treated his patients free of charge. Later, the relics were placed to the chapel at Vladimirsky Gate.
On April 19, 1925, the Presidium of the Moscow City Counsel took a decision to close the chapel. Metropolitan Veniamin and A.I.Vvedensky defended the chapel claiming that ‘Panteleimonovskaya Chapel is one of the few church units in Moscow, which have made their choice in favour of the renewal’. However, in 1929, the authorities closed the chapel in Bogoyavlensky Monastery and in 1932 the same happened to the chapel at Vladimirsky Gate. A year later the chapel was pulled down.
|
Угол Моховой улицы и улицы Знаменки с 1784 года украшает великолепный дворец – дом П. Е. Пашкова, больше известный как Пашков дом. Предположительно автором дворца, выполненного в стиле классицизма, считают известнейшего русского архитектора В. И. Баженова. Красота здания поражала не только москвичей, но и путешественников-иностранцев.
В 1812 году дворец был поврежден пожаром и долгое время стоял полуразрушенным, пока его не приобрела императорская казна. Архитекторы восстановили дом по изображениям XVIII века таким, каким он был создан изначально. Портик фасада украсила надпись: «На благое просвещение», а в самом здании разместился Московский публичный и Румянцевский музей. Библиотека музея содержала в себе более 750 тысяч томов и занимала большую часть залов и коридоров нижнего этажа. Второй и третий этаж были заняты картинной галереей (около полутора тысяч картин и скульптур).
На базе Румянцевской библиотеки впоследствии была создана Государственная библиотека им. В. И. Ленина.
At the corner of Mokhovaya and Znamenka streets we can see a magnificent palace in the classical style – the house, which belonged to P.E. Pashkov, commonly known as Pashkov House. It was built in 1784 supposedly by one of the most outstanding Russian architects V.I. Bazhenov. The striking beauty of the house was admired not only by the Muscovites but also by foreign visitors.
In 1812, the palace was badly damaged by the fire and stayed half ruined until it was bought by the Imperial Treasury. The architects revived the house to its original state using the 18th century drawings. The front portico was decorated with the inscription ‘For the good enlightenment’, and the renovated building housed the Moscow Public Museum and the Rumyantsevsky Museum. The museum library had more than 750 thousand volumes and occupied the better part of the rooms and galleries on the ground floor. The first and the second floors were given to the picture gallery (which exhibited over a thousand and a half pictures and sculptures). The Dashkovsky Ethnographic Museum formed a special department within the museum.
Later, Rumyantsevskaya Library gave a start to the State V.I. Lenin Library. The new building of the State Library (designed by the architects V. Shchuko and V. Gelfreih) was completed in the 1930s in Mokhovaya Street next to Pashkov House.
|
В XVII веке на территории будущей Лубянской площади стояли дворы царских стрельцов, а саму площадь начали обустраивать только в 1806 году. Тогда были снесены ненужные постройки и, в 1835 году, сооружен водоразборный фонтан Мытищинского водопровода работы скульптора И.П.Витали.
Одной из доминант площади стала построенная в 1693 - 1694 годах в стиле нарышкинского барокко церковь Владимирской Богоматери. Находилась она на Никольской улице, около ворот Китай-города, которые так и называли – Владимирскими.
В 1926 году Лубянская площадь была переименована в площадь Дзержинского, а в 1934 году, после сноса стены Китай-города, начинается ее реконструкция. Тогда же мешавший автомобильному движению водоразборный фонтан был демонтирован и перенесен к зданию Президиума Академии наук СССР, а церковь Владимирской Божьей Матери снесена.
In the 17th century, the territory of the future Lubyanskaya Square was occupied by the tsar’s streltsi houses. The development of the square was not started until 1806, when unnecessary constructions were pulled down. In 1835, the city authorities put up a water-supply fountain designed by the sculptor I.P.Vitali.
One of the dominant points of the area was the Church of Vladimirskaya Holy Mother of God built in 1693 - 1694 in Naryshkin baroque style. It was located in Nikolskaya Street, near Kitay-gorod gate, which was consequently called Vladimirsky Gate.
In 1926 Lubyanskaya Square was renamed Dzerzhinskaya. In 1934, Kitay-gorod walls were pulled down and the square underwent a major reconstruction. The water-fountain, which obstructed the traffic, was relocated to the building of the Presidium of the USSR Academy of Sciences and the Church of the Vladimirskaya Holy Mother of God was demolished.
|
В XV - XVI веках в этой местности росли великокняжеские сады Ивана III. Дорога к ним из Кремля пролегала по улице Покровской, в XVII веке поделившейся на две ныне известные: Покровку и Маросейку. Само название улице дала церковь Покрова в Садех, здесь расположенная.
В 1861 году по проекту архитектора М. Д. Быковского на Покровке, близ Покровских ворот, строится здание церкви Троицы на Грязях. В 1929 году храм был закрыт, в нем сначала помещался клуб, потом канцелярские помещения, а с 1979 года - Московский областной дом художественной самодеятельности профсоюзов. С 1992 года в церкви возобновлены богослужения.
Одним из главных архитектурных украшений старой Москвы являлась знаменитая церковь Успения на Покровке. Двенадцативерхая церковь была выстроена в 1696 - 1699 годах купцом Сверчковым. Церковь была настолько хороша, что, согласно легенде, даже Наполеон выставил возле нее специальную охрану. Тем не менее в 1935 году Моссовет принял решение о ее сносе, и в 1936 году жемчужина зодчества была разрушена под предлогом расширения тротуара.
In the 15th and 16th centuries, this area was occupied by the gardens belonging to Grand Prince Ivan III. The road from the Kremlin to the gardens ran along Pokrovskaya Street. In the 17th century it was divided into two streets, which have survived till nowadays – Pokrovka and Maroseika. The name Pokrovka originates from Pokrova in Sadeh (Holy Protection in the Gardens) Church located there.
In 1861, a new building of Troitsa-na-Gryazah (Trinity) Church designed by the architect M.D. Bykov was erected near Pokrovsky Gate in Pokrovka Street (on the right side of the street next to a three-storeyed lodging house). The building was preceded by 4 other successive stone temples built in the 17th-19th centuries. In 1929, the church was closed down; its dome and the upper storeys of the belfry were dismantled. The building was first occupied by a club and then by administrative offices. In 1979 it was turned into the Moscow Regional House of Trade Union Amateur Talent Groups. In 1992 it was returned to the Church and divine services were resumed.
One of the main architectural monuments of the Old Moscow was Uspenia-na-Pokrovke (Assumption) Church. Art experts unanimously believe it to be the greatest achievement of the 17th century Moscow architecture. The twelve-cupola church was built in 1696-99 by the merchant Sverchkov. It was so beautiful that even Napoleon provided an outpost to protect it from plunderers. However, in 1935, the Moscow City Counsel took a decision to pull it down, and in 1936 the gem of Russian architecture was demolished under the pretext of street widening.
|
Мясницкая улица возникла как дорога в город Юрьев-Польской. Она начиналась у Ильинских ворот Китай-города и уходила прочь от Москвы по нынешним Лучникову и Большому Златоустинскому переулкам. Однако в начале XVIII века направление дороги несколько изменилось.
Московский почтамт был основан в 1700 году и с 1742 года размещался на Мясницкой, 40. В 1792 году для почтамта покупается участок земли, на котором в 1912 году торжественно открыто новое здание. Почтамт был обустроен со всем тщанием, интерьерами копировал парижский, имел стеклянную световую крышу центрального зала работы инженера Шухова, а в вестибюле были поставлены автоматы для продажи марок.
Открытию почтамта придавалось такое значение, что празднование 200-летнего юбилея Московского почтамта перенесли на год, лишь бы совместить два события. Кстати, с того времени почтамт на Мясницкой не подвергался какой-либо глобальной реконструкции.
Myasnitskaya Street was initially a road to the town of Yuriev-Polskoy. It started from the Kitay-gorod Ilinsky Gate and ran away from Moscow along today’s Luchnikov and Bolshoy Zlatoustinsky lanes. However, later the direction of the road changed and the existing street was laid out.
Moscow Post-Office was set up in 1700. Since 1742 it has occupied, Myasnitskaya Street, 40. The present building of the Post Office was officially opened in 1912. The Post Office was built in compliance with the recent developments. Its interiors were similar to those of the Paris Post-Office. The central hall had a transparent glass roof designed by the engineer Shukhov. The lobby was equipped with stamp-vending machines.
The city authorities attached great importance to the opening of the new building. They even postponed the celebration of the 200th anniversary of the Moscow Post office to combine the two events. It is worth mentioning that the Post Office at Myasnitskaya 40 has never undergone any considerable renovation.
|
Шестиэтажная гостиница, расположенная на углу Тверской и Моховой улиц, построена по проекту архитектора А.И.Иванова в 1903 году. «Националь» сразу стал считаться одним из самых дорогих и роскошных московских отелей. Кроме того, он был единственной гостиницей, оборудованной лифтами.
Напротив «Националя», на углу Тверской улицы и Охотного ряда, стоял отель на 88 номеров – гранд-отель «Париж». Он был популярен из-за дешевизны номеров (цены в «Париже» были в два раза ниже, чем через дорогу в «Национале») и удобного расположения.
«Париж» был снесен вместе с другой исторической застройкой при расширении Тверской улицы в 1935 году. На его месте возвели здание Совнаркома (нынешнее здание Государственной Думы РФ). «Националь» уцелел, в 1918 году отель выполнял роль 1-го Дома Советов, но с конца 1920-х годов вновь стал работать как гостиница.
The six-storeyed hotel at the corner of Tverskaya and Mokhovaya Streets was designed by the architect A.I.Ivanov and built in 1903 by Varvarinsky House Owners’ Joint Stock Company. The Natsional Hotel immediately became one of the most expensive and luxurious hotels in Moscow. Besides it was the only hotel equipped with the lifts.
Across the street from the Natsional, at the corner of Tverskaya Street and Okhotny Ryad, was another 88-room hotel – the Paris Grand-Hotel. It was much cheaper, conveniently located and, consequently, much more popular than the Natsional (prices at the Paris Hotel were half of those charged at the Natsional).
The Paris Grand-Hotel was pulled down together with lots of other historic buildings when the street was being widened in 1935. Its place was later allocated for the construction of the Sovnarkom building (today it is occupied by the Russian Federation State Duma). The Natsional Hotel has survived. In 1918 it was turned into the First Dom Sovetov (House of Soviets), but in the late 1920 it became a hotel once again.
|
В 1641 году жительнице нижегородского села, страдавшей припадками, во сне явилась Богородица и повелела ей купить икону. Молитва исцелила женщину, а приобретенная ей икона была признана чудотворной. Царь Алексей Михайлович повелел доставить Страстную икону Божией Матери в Москву, на месте встречи иконы 13 августа 1641 года был заложен пятиглавый собор Страстной иконы Божией Матери. В 1654 году вокруг храма возвели Страстной монастырь.
В 1778 году в результате пожара монастырь почти полностью сгорел, по повелению Екатерины II он был восстановлен. В 1849 - 1855 годах перестроен архитектором М.Д.Быковским. Он возвел новую колокольню, где разместилась церковь Алексея Человека Божьего.
К революции 1917 года в Страстном монастыре хранилась чудотворная икона, местночтимый крест и глава св. великомученицы Анастасии. 30 марта 1919 года монастырь был упразднен, в 1937 году принимается решение о сносе монастырских строений в связи с расширением площади. На месте храма был разбит сквер.
In 1641, a village woman from the province of Nizhny Novgorod, who suffered from epilepsy, saw a dream in which the Mother of God told her to buy an icon. Soon after that, the woman was cured by prayers and the icon she had bought was proclaimed wonderworking. Tzar Aleksey Mikhailovich ordered to bring the Holy Icon of the Mother of God to Moscow. The five-cupola Cathedral of the Holy Icon of the Mother of God was laid out at the place where the icon was met by the pious on August 13, 1641. Strastnoy Convent was built around the Cathedral in 1654.
In 1778 the convent was almost burnt to ashes by a terrible fire. However, it was built anew by the order of Catherine II. During the war of 1812, the nuns remained in the convent. In 1849 - 1855, the convent was renovated by the architect M.D.Bykovsky.
Before the Revolution of 1817, Strastnoy Convent had a wonderworking icon, the worshipped cross and the head of the Saint Martyr Anastasia. The Convent was closed on March 30, 1919. In 1937 it was decided to pull it down in order to widen the square.
|
В 1870 году в Москве был создан комитет по сбору пожертвований на установку памятника великому русскому поэту А.С.Пушкину. В результате конкурса жюри выбрало проект скульптора А.М.Опекушина. 18 июня 1880 года состоялось торжественное открытие памятника.
На праздник по случаю открытия приехало свыше 240 человек от различных обществ и земств. Желающим жители окрестных домов сдавали окна с видом на площадь (от 25 до 50 рублей). Тверской бульвар был украшен гирляндами из живой зелени, отчего смотрелся очень нарядным.
Из корректности к монархии одна строка из стихотворения, выбитого на постаменте, была заменена. Вместо «что в мой жестокий век восславил я свободу» было «что прелестью живых стихов я был полезен». Исправили четверостишие только в 1937 году.
14 августа 1950 года памятник Пушкину был перемещен на другую сторону Тверской улицы, на Пушкинскую (бывшую Страстную) площадь.
In 1870, a specially formed committee started to collect donations for the erection of a monument to the great Russian poet A.S.Pushkin. A competition for the project of the monument was held in Moscow and the jury chose the project presented by the sculptor A.M.Opekushin. The formal ceremonial opening of the monument took place on June 18, 1880.
The ceremony gathered over 240 representatives of different societies and country counsels (zemstvo). The local residents profited by letting out windows overlooking the square (the prices varied between 25 and 50 rubles). Tverskoy Boulevard, decorated with floral garlands, looked very beautiful
Loyalty to the ruling dynasty made the sculptor substitute one of the lines cut on the pedestal. Instead of Pushkin’s line, which says that he «praised freedom in spite of the cruel times», the inscription on the monument read that he «had made himself useful by writing lively verses». The quatrain was put right only in 1937.
On August 14, 1950, the monument to Pushkin was moved over to the opposite side of Tverskaya Street, to Pushkin (former Strastnaya) Square.
|
Деревянная церковь Параскевы Пятницы (Параскева - покровительница торговли) была возведена на месте, где позже возник Охотный ряд, еще до 1406 года. В 1737 году практически сгорела при пожаре, но была восстановлена. В 1775 году церковь, в то время стоявшую практически посередине площади, решили снести, но из-за заступничества митрополита делать этого не стали. Ежегодно 19 февраля в церкви Параскевы Пятницы служили молебен в память освобождения крестьян 1861 года.
Когда-то рядом с церковью стоял Моисеевский женский монастырь. Но его в числе прочих упразднила своим манифестом от 12 февраля 1764 года Екатерина II. Площадь, где был монастырь, стала называться Моисеевской, а на его месте Общество поощрения трудолюбия на добровольные пожертвования воздвигло часовню (архитектор Д. Н. Чичагов) в честь «чудесного» избавления царского поезда от крушения у станции Борки.
После революции торговля на площади была прекращена, церковь Параскевы Пятницы, отреставрированную в 1920-х годах, снесли в 1928 году при реконструкции площади.
The wooden church of Paraskeva Pyatnitsa was built before 1406, in the place, which was much later occupied by Okhotny Ryad. In 1737 it was practically burnt down by a terrible fire but was later built anew. In 1775, the city authorities decided to pull the church down as it stood right in the middle of the square. However, the Metropolitan prevented the demolition. Every year, on February 19, the church held a service in commemoration of the liberation of the serves in 1861.
A long time ago there was Moiseevsky Convent next to the Church. Like many other convents and monasteries it was dissolved by the order of Catherine II of February 12, 1764. The square was named Moiseevskaya and a chapel was built in the place of the Convent (designed by Chichagov) on the donations collected by the Society of Industry Encouragement.
Right behind the memorial chapel, you can see Novomoskovsky Traktir (tavern), the former Pechkin Coffee Shop. It was located in the place later occupied by the hotel Moskva. In the 1830 it had the reputation of being the meeting place of Moscow wits.
After the revolution, trading outlets located in the square were shut down and the Church of Paraskeva Pyatnitsa, which was restored in the 1920s was demolished in 1928 when the square was being reconstructed.
|
Триумфальная арка, названная в народе «Красными воротами», была поставлена в 1709 году в честь победы над шведами под Полтавой. Первоначально деревянная, арка в 1737 году сгорела и была отстроена заново московским купечеством, но уже в качестве въездных ворот для коронации Елизаветы Петровны. Однако и эти ворота сгорели в 1748 году. В 1752 году архитектор Д.Ухтомский получил указ императрицы Елизаветы построить «вновь такие же ворота и на том же месте». Что и было сделано. Ворота, теперь уже каменные, возвели в 1753 - 1757 годах. Современники называли Красные ворота триумфальной аркой, равной которой нет во всем мире.
Красные ворота были снесены в 1928 году, в 1934-м на площади, на месте церкви Трех Святителей, снесенной одновременно с воротами, построен вестибюль станции метро «Красные ворота».
Triumphal Arch, popularly known as the «Red Gate» was erected in 1709 to commemorate the victory over the Swedish Army at Poltava. The original wooden construction caught fire in 1737. It was built anew by the Moscow merchants as the entrance gate for the coronation of the Empress Elizaveta Petrovna. However, in 1748, the new gate was burnt down too. In 1752 the architect Ukhtomsky got the order of the Empress Elizaveta «to build a new gate, similar to the burnt one, at the same place». The order was carried out. The new stone gate was put up in 1753 - 1757. Contemporaries called the new Red Gate a Triumphal Arch, which had no equals in the whole world.
The Red Gate was pulled down in 1928 together with the Church of Three Saints. In 1934 their place was taken by the entrance hall of «Krasnyie Vorota» (Red Gate) underground station.
|