О проекте Пресса Друзья
Хотите первыми получать важную информацию?
Поиск и карта сайта
Регистрация

Из архива Алексея и Андрея Зиловых

(34 на сайте, 0 в архиве)
На данный момент в разделе "Из архива Алексея и Андрея Зиловых" представлены галереи "Мир Сретенки" (новое!), "Арбатская сторона" и "В кольце центральных площадей". Все фотографии, подписи к ним, любезно предоставлены Андреем Зиловым. Напоминаем, что для просмотра галереи достаточно нажать на первое превью фотографии, и в новом окне откроется увеличенное изображение. Листать фотографии можно в этом же окне (стрелки вправо-влево).
Также еще раз обращаем ваше внимание на то, что использование материалов сайта, в том числе, копирование и размещение в сети данных фотографий без согласия правообладателя - А. А. Зилова и редакции проекта  "Москва, которой нет" - запрещено.
Об авторах
 
Алексей Львович Зилов, 1961 год.Алексей Львович Зилов (1909-1976) родился в Москве в дворянской семье. Он сын поэта Льва Николаевича Зилова. Из-за дворянского происхождения не был принят в институт (поступить пытался трижды), но, устроившись на Московский Завод Малолитражных Автомобилей (позднее АЗЛК) и освоив самостоятельно профессию инженера-конструктора, стал одним из главных разработчиков автомобиля "Москвич" (с 401-й модели до 408-й). В памяти сослуживцев Алексей Львович остался как человек исключительного бескорыстия и порядочности.
 
Семья Льва Зилова до революции жила в небольшом имении близ г. Дмитрова. В 1919 г. имение было отобрано; после скитаний по Средней Волге Зиловы переехали в Москву, где одно время жили в особняке на Пречистенке. Там же проживал бывший владелец особняка, которого "уплотнили".
 
Было тесно, Лев Зилов ходатайствовал через Союз писателей о предоставлении отдельной квартиры, и она была в конце концов получена - в Марьиной Роще, на 1-й Ямской улице, на первом этаже 2-этажного деревянного дома. Тогда, в 30-е и 40-е годы этот уголок Москвы имел почти сельский вид. Здесь имелось множество пожарных прудов, нарытых во время немецких бомбежек; соседи Зиловых держали поросенка, а одна семья в районе Стрелецкой улицы - даже корову. Марьина Роща была воровским и бандитским местом Москвы, особенно разгулялась преступность в военные и послевоенные годы.
 
Квартиру Зиловых несколько раз грабили. Однажды на крыше дома засела банда, отстреливаясь от милиции. Позже преступность была обуздана, поросят уже не держали, но на втором этаже поселились супруги, любившие выпить и подраться. Когда они дрались, потолок у Зиловых громко трещал.
 
Даже в 60-е годы Марьина Роща еще состояла наполовину из двухэтажных домиков, частью деревянных, частью более солидных с каменным низом и деревянным верхом; другую половину являли собой советские четырех- и пятиэтажки. Когда Москва была назначена столицей Олимпийских игр, подобные кварталы стали быстро сносить, и перед Олимпиадой вся старая часть Рощи была уничтожена.
 
Алексей Львович Зилов увлекся фотографией в 30-е годы; в Великую Отечественную войну он был призван в автомобильные войска, воевал на Ленинградском фронте. Победу встретил в Восточной Пруссии.
В конце 40-х годов он много путешествовал по Кавказу и Подмосковью и всегда брал с собой фотокамеру "Rolleiflex standard" образца 1933 года. Позже его любимой камерой стал прекрасный "Киев-2" с набором сменной оптики.
 
В начале 50-х у него появилась своя семья, и времени на туризм почти не осталось. Тогда Зилов переключается на съемку Москвы.
 
Он имел свое оригинальное видение искусства и жизни. Нередко его снимки - это эффектные виды против света или сквозь туман. Машины и люди часто расположены в кадре живописно, почти симметрично.
Люди - такие, какие они были на самом деле: спешащие на работу или в магазин и мало похожие на счастливых героев тогдашнего официального искусства.
 
Андрей Зилов, 1969 год.В Марьиной же Роще прошли первые детские годы сына Алексея Львовича - Андрея (род. в 1954). Московские прогулки с отцом оставили глубокий след в его душе. Андрей решил также заняться "фиксацией" улиц. В начале 1967 г. Андрей получил в подарок от отца свой первый фотоаппарат "Москва-2" с огромным кадром 6х9 см и сразу же отправился снимать окрестности. Уже в марте состоялась плодотворная поездка в центр города (между прочим, удалось запечатлеть строительство гостиницы "Россия").
 
Через несколько лет детское увлечение, увы, закончилось. К съёмке старой Москвы Андрей, ставший инженером в сфере высоких технологий, возвратился только в 1980 году.
 
В 1982 г. он переходит на фотографирование Подмосковья (главным образом, храмов). Это становится для Андрея делом всей жизни. Лишь спустя 22 года под влиянием огромных изменений и утрат столицы возникает интерес к старой коллекции.
К счастью, сохранилось почти всё...
 
- Жаль, что были такие большие перерывы в этом деле. Ведь столько уголков Москвы безвозвратно утеряно. Но тогда казалось, что мои снимки никому не нужны,- говорит Андрей Алексеевич,- к сожалению, мы с отцом многое не запечатлели: Остоженку, Большую Дмитровку, Большую Грузинскую, Сыромятники, Дорогомилово, снесенные ныне кварталы перед Павелецким вокзалом, прежнюю уютную Угольную площадь... Также не сняли Большую Якиманку, кроме небольшого начального участка. А ведь в 1967 г. старая Якиманка еще была цела, расширять ее принялись через 1-2 года. Можно было успеть, но... французское посольство! Мне отец не советовал приближаться к посольствам с камерой, и я обходил их за полкилометра.
 
Но удалось заснять Старый Арбат, Плющиху, Марьину Рощу, Сретенку, Новослободскую и Долгоруковскую (бывш. Каляевскую), ул. Сергия Радонежского (бывш. Тулинскую). Последнюю Андрей запечатлел в нескольких видах перед самым сносом южной стороны улицы и строительством на ней многоэтажек. "Слабо охваченные" в те годы Садовое кольцо, Пятницкую, Пречистенку, Новую Басманную он старается "доснять" уже теперь.
 
Яузская улица, 1960-е годы