О проекте Пресса Друзья
Хотите первыми получать важную информацию?
Поиск и карта сайта
Регистрация
вторник, 23-го декабря 2008

У парадного фальшфасада

В столице снесены два очередных исторических памятника. Власти грозятся привлечь разрушителей к суду. Увы - что бы ни решили суды, Москва все равно проиграет...
 
Мы стояли на Русаковской улице уже полчаса. Стоило телеоператору просунуть камеру в щель между кусками занавески, на которой был нарисован красивый фасад дома XIX столетия, как словно из-под земли выросли охранники. Они упорно заслоняли грудью от объектива территорию офисно-гостиничного комплекса «Бородино Плаза», убеждая нас, что тут нельзя снимать без разрешения. А мы стояли, между прочим, на общедоступной московской земле и хотели заснять для истории пустырь на месте памятника архитектуры. За фальшфасадом были только обломки кирпичей.
 
Пока боролись за дом №19, снесли дом №13...Увы, пока городская общественность радовалась летом 2008 года рапортам Москомнаследия о взятии на госохрану деревянного дома XIX века с резьбой на Русаковской улице, 19 - в двух шагах от него, на Русаковской, 13, был разрушен другой дом XIX века, давно уже числившийся в списках памятников. Наконец, охрана вызвала подмогу. К нам вышел человек, который вручил мне визитку на имя Артура Сафаряна, замгенерального директора ООО СК «Бородино-Строй». Никакого уничтожения памятника здесь не было, заверил он, и обещал показать все объясняющий документ. Показал бумагу из ОАТИ, в которой было сказано, что в начале сентября 2008 года при реконструкции кровли здания произошло ее частичное обрушение – вот, мол, и пришлось все разобрать. – Ну и что? – спросил я. – Зачем же было сносить дом полностью? Это же памятник. У вас есть хотя бы разрешение Москомнаследия? – У меня нет документов о том, что это памятник, - уверенно ответил человек из «Бородино». – Мало ли, что у них там на сайте написано…  
 
Этого дома на Русаковской больше нет. Фото из архива МУАР.Так с лица Москвы исчез выявленный объект культурного наследия, формально охраняемый законом и Москомнаследием. В книгах Толстого и Чехова можно встретить упоминание о знаменитом некогда в России «калинкинском пиве». На Русаковской улице находился московский завод купца Калинкина. Его контора, построенная в 1890-е гг. по проекту архитектора А.Е.Вебера, украшенная изящным фронтоном с деревянными резными деталями, получила статус охраняемого объекта еще в 2001 году. И была снесена в сентябре 2008-го. Соседний корпус Калинкинского завода, выполненный в аналогичном стиле, был снесен еще летом 2002-го. С тех пор на участке выросли массивные здания офисно-гостиничного комплекса «Бородино Плаза». Он принадлежит Группе компаний «Бородино», сайт которой сообщает, что это «одна из ведущих транснациональных структур», « входит в ТОП-100 крупнейших российских компаний». Оформление отеля выдержано в стиле французского ренессанса. И чудесно, и ресторан в гостинице назван в честь Кутузова,  и Александр Македонский великий герой, но зачем же исторические дома-то ломать?
 
Москомнаследие, чьей санкции на разборку злосчастной конторы Калинкинского завода ее владельцы не получали, направило на место бородинско-русаковского сражения инспекцию, вооруженную фотоаппаратами. Председатель Москомнаследия Валерий Шевчук о гибели дома на Русаковской, 13, высказался недавно кратко: «По факту нарушения проведена проверка. Установлено, что здание уничтожено. Направлены материалы в прокуратуру для возбуждения уголовного дела. Вопрос на контроле».
Настойчивая защита памятников с помощью судов и прокуратуры, безусловно,  делает честь Москомнаследию. Жаль только, что эта защита посмертная. Никакой суд памятник не воскресит. И невольно хочется спросить, почему вопрос оказывается «на контроле» постфактум?
 
Суворовская, 51 - на охрану ставить уже нечего. Фото из архива МУАР.Ответ, возможно, прояснит судьба другого старинного московского особняка – на Суворовской улице, 51. Дом купца Ивана Макарова, один  из последних подлинных памятников  старинного Преображенского, безуспешно боролся за жизнь в течение четверти века. Деревянный дом 1893 года, с редкостными наличниками, украшенными деревянными точеными шарами, был выстроен по проекту архитекторов Мстислава и Ольгерда Пиотровичей. Долгие годы  дом был заброшен и ветшал. Некоторое время на нем висела прибитая энтузиастами фанерная доска с надписью «Памятник архитектуры. Охраняется общественностью». Дом находится на территории объединенной охранной зоны объектов культурного наследия, утвержденной постановлением правительства Москвы в 1998 году. В 2000-е годы он имел еще и статус «заявленного», т.е. предложенного к постановке на госохрану, объекта культурного наследия. Этот статус по закону обязывает обеспечивать сохранность дома, пока статус объекта не будет определен.
 
На тот случай, если Москомнаследие соберется-таки рассмотреть заявку о доме на Суворовской, могу сообщить, что предмет разговора уже практически исчез. Резные наличники с фасада пропали, несколько раз в доме случались пожары. К лету 2007 года от исторического особняка остались лишь кирпичный подклет и брандмауэрная стена. Дом купца Макарова с 2000 года принадлежит частному владельцу Любови Добуш. Как сообщили нам в управе московского района Преображенское, владелец сначала попытался получить разрешение на надстройку исторического дома до 6-8 этажей. Затем он согласовал с управой проект «капитального ремонта» здания, который предусматривал замену перекрытий и части деревянных стен. Но через некоторое время на глазах изумленных преображенских жителей на месте деревянного дома вырос «новодел» из бетонных блоков, увенчанный железными стропильными конструкциями, значительно превосходящими габариты подлинного здания.
 
«Когда я увидел, что вместо деревянного построен бетонный дом, мы дали предписание остановить работы, - рассказывает глава управы Преображенское Сергей Губин. - Были многократные попытки возобновить стройку, несмотря на отсутствие ордера на производство строительных работ». Объект был летом 2008 года рассмотрен на окружной комиссии по борьбе с самовольным строительством, которая констатировала, что реконструкция осуществлена «с нарушением правил градостроительной деятельности». По словам Сергея Губина, обсуждался и вопрос о подаче судебного иска с целью возврата многострадального дома в собственность города. Примечательно, что уже осенью 2008 года заказчик попытался решить проблему задним числом – в Москомнаследие поступило письмо с просьбой рассмотреть в срочном порядке вопрос о статусе дома – «в связи с необходимостью проведения противоаварийных работ» (!) Евгений Назаров, генеральный директор ООО «Стройкомплекс и Консалтинг», привлеченного владельцем к проекту, заверил меня, что речь теперь не идет о надстройке новых этажей, а декорацию фасадов фирма будет согласовывать с Москомнаследием.    
 
Что ж, Москомнаследие и в этой истории сможет поучаствовать лишь постфактум.  Проекты реконструкции дома в комитет не поступали, санкций на разборку дома и строительство бетонного новодела он не выдавал, так что у ведомства Валерия Шевчука широкое поле для маневра – от требований восстановить все как было до направления новых материалов в прокуратуру. Увы, и она не умеет воскрешать памятники архитектуры. Что бы в такой ситуации ни решили суды, историческая Москва все равно проиграет.  
 
Возможно, штатные инспекторы Москомнаследия физически не в состоянии лично «отследить» все факты порчи и разрушения исторических зданий в огромном мегаполисов, где счет памятникам пока идет на тысячи. На недавней пресс-конференции Валерию Шевчуку задали вопрос о работе общественной инспекции Москомнаследия. И глава комитета ответил на него несколько неожиданно – мол, общественных инспекторов всего 35 человек, ведь в их работе нет публичности, в отличие от тех, кто пытается сделать себе имя, выискивая недочеты в работе системы охраны наследия… Как говорится, если бы директором этой достопочтенной организации был я, то не стал бы в ответ на деловой вопрос произносить колкости в адрес людей, не называемых по имени. А напротив, призвал бы в ряды общественной инспекции всех желающих помочь сохранению московских памятников.
 
Видимо, поэтому я и не работаю директором Москомнаследия.
 
Константин Михайлов
 
P.S. В несколько измененном и сокращенном виде статья вышла также в газете "Известия".


 
 
 
комментировать -Вам нужно будет ввести свой логин или воспользоваться OpenID
суббота, 27-го декабря 2008 | 22:55
 автор: alexdz
А при чем тут обычные граждане? Почему МОСКОМНАСЛЕДИЕ не выполняет своей работы? Это не должно быть нашими проблемами сколько у них инспекторов и каких, нас интересует результат- сохранность памятников. Может скоро дойдет до того, что на звонок о помощи в милицию будет приходить ответ у нас нет милиционеров??
вторник, 23-го декабря 2008 | 12:20
Почему бы Москомнаследию не сотрудничать с МКН, раз у них своих общественных инспекторов не хватает. Тогда бы не было этих потерь...
 
Добавить комментарий
Вы должны быть зарегистрированы , чтобы добавить комментарий.
Или использовать OpenID:
7 «Объемное прошлое»
Альбом стереофотографий
5 От Воскресенских ворот до Трубной площади.
Путеводитель. Часть III
Уже в продаже
3 От Боровицкой до Пушкинской площади. Где купить?
Путеводитель. Часть II
Уже в продаже