Сигнал
тревоги раздался в середине дня в воскресенье, 21 июня: патруль
"Архнадзора"* заметил, что возле дома Сысоева в Печатниковом переулке, 7
растет груда досок, кирпичей и строительного мусора. Те, кто оказался
ближе, поспешили в Печатников. Тревожиться было за что: дом Сысоева,
выявленный объект культурного наследия, то есть охраняемый законом
памятник архитектуры, уже несколько лет стоял заброшенный и пустой,
балансируя на грани случайного поджога или нежданного обрушения.
Десятью днями ранее представители "Архнадзора" обнаружили в нем рабочих
из южных краев, которые сказали, что будут ремонтировать дом под офис
какой-то фирмы. Какой, они не уточнили, зато соединили с начальником.
Начальник не представился и фирмы не назвал, обозначив ее "частным
инвестором".
Спасибо гайдаю
Двухэтажный
домик с кариатидами — статуями женщин, поддерживающих карниз или
перекрытия, — и богатой лепниной на фасаде мало кто знает, но все
видели: в гайдаевском фильме "Двенадцать стульев" он играл роль дома
Эллочки-людоедки, и Остап — Гомиашвили красуется в кадре на его фоне.
Дом старинный, построен вскоре после наполеоновского нашествия. В 1896
году его купил разбогатевший крестьянин Подольского уезда П.С. Сысоев —
на фасаде цел еще роскошный картуш с вензелем "ПС".
Прекрасный
формовщик и лепщик, принимавший участие в оформлении интерьеров
Филипповской булочной и гостиницы "Метрополь", Сысоев перестроил дом
при помощи архитектора Зубова, превратив фасад в своеобразную рекламную
витрину своего таланта.
И внутри украсил, как выяснилось, от
души. Интерьер украшали лепные плафоны на потолке, карнизы, филенки на
стенах, кафельная печь и прочие роскошества. Рабочие нас заверили, что
красоты не порушат. О том, существует ли проект реставрации, согласован
ли он с Москомнаследием, и о прочих премудростях они сказать ничего не
смогли: начальство, мол, все знает.
Чтобы потом не говорили,
что ничего ценного тут не было, "Архнадзор" сфотографировал все
открытия. И направил факс председателю Москомнаследия Валерию Шевчуку с
просьбой проверить законность происходящего с памятником архитектуры.
Ответа не последовало. Зато раздался сигнал тревоги 21 июня.
Консервация объекта
Прибыв
по тревоге и проникнув на второй этаж, мы увидели, что междуэтажное
перекрытие выломано, и кафельная печь, от которой уже успели отломать
несколько панелей, практически висит в воздухе; сломаны межкомнатные
стены вместе с лепными филенками; карниз, лишенный опоры, провис и
искривился; потолки со всеми плафонами и украшениями покрылись
угрожающими трещинами.
Мы позвонили в Москомнаследие. Был
выходной, но после некоторой паузы нас попросили не уходить: сюда едут
инспекторы. Пауза была использована для визита в близлежащий ОВД и к
участковому. Выслушав краткий рассказ о том, что на его участке
находится памятник архитектуры, с которым неизвестные нехорошо
обращаются, он, прихватив товарища по оружию, сел в машину и отправился
к дому. Милиция увела рабочих — выяснять личности. На прощание
участковый спросил, есть ли у "Архнадзора" возможность охранять дом
Сысоева.
Тем временем приехали двое молодых энергичных
инспекторов Москомнаследия. Общий консилиум постановил, что дом,
оставшийся без присмотра, нужно законсервировать — заколотить окна и
двери. Все засучили рукава, нашли в доме два молотка-гвоздодера и стали
сооружать баррикады из досок и кирпичей, валявшихся во дворе. Провисший
карниз подперли бревном.
Тени инвесторов
Этот
импровизированный воскресник стал прекрасным примером конструктивного
сотрудничества работников государственного органа охраны наследия и
представителей общественности, но грозил затянуться до утра. В
Печатников стали съезжаться добровольцы "Архнадзора", вооруженные
первым попавшимся под руку инструментом. Вернулись отпущенные из
милиции рабочие. Консервации они не препятствовали, но принялись
куда-то звонить. Через некоторое время стали прибывать представители
неведомого инвестора, хотя ясности это не прибавило.
Первый
сказал, что приехал убедиться, что дело не пахнет рейдерским захватом.
Вопросы о согласованиях, проекте реставрации и названии фирмы он
посоветовал адресовать в управу района, в которой якобы все знали.
Второй представитель инвестора, более беспокойный, едва успев вылезти
из Bentley, весьма эмоционально заявил во всеуслышание, что "бумажки"
(служебные удостоверения инспекторов Комитета по культурному наследию
города Москвы. — "Газета") его не интересуют, что президент велел не
кошмарить бизнес, а мы хотим вернуть "лихие 90-е". Сообщив все это, он
удалился, а его коллега по бизнесу навесил на дверь особняка замок.
Инспекторы Москомнаследия договорились встретиться с ним здесь же
наутро. Ушли, заколотив последнюю дверь, и архнадзоровцы.
Предписание для невидимки
Утро
понедельника началось с визита в Печатников. Из Москомнаследия прибыли
двое других инспекторов с приказом председателя комитета о проверке на
объекте и предписанием об остановке несанкционированных работ.
Загвоздка была в том, что вручить предписание было формально некому.
Чиновники попытались повести дело на официальный лад и показали
представителю инвестора свои служебные удостоверения. В ответ тот
назвался Виталием Никитиным и показал водительские права. Это было бы
смешно, когда бы не было так грустно: "В управе все знают" — вновь
услыхали мы.
В управе Мещанского района нас принял
заместитель главы Николай Булыгин. "По этому адресу у меня никаких
данных нет, — заявил он. — Ни разрешений, ни поручений ремонтировать
этот дом управа никому не давала. Он даже у нас не на балансе —
обращайтесь в департамент имущества города Москвы".
Инспекторы
уехали обратно в Москомнаследие, увозя с собой предписания.
Представители "Архнадзора" отправились обратно в Печатников убедиться,
что замок и баррикады на месте.
С тех пор прошло еще две
недели. Архнадзоровцы еще раз ездили в субботу восстанавливать
нарушенную кем-то охранную фортификацию. "Ремонт" не возобновился.
Сердечное спасибо сотрудникам ОВД Мещанского района и инспекции
Москомнаследия за оперативное вмешательство в судьбу памятника, тем
более в выходной.
Кого будем беречь
Пресс-служба
Москомнаследия сообщила, что комитет не выдавал никаких согласований на
работы в доме Сысоева. Москомнаследие обратилось в управление
Федеральной регистрационной службы по Москве с просьбой установить
собственника дома, а также направило запросы в Мосгосстройнадзор и
прокуратуру Москвы с просьбой провести проверки в связи с
несанкционированными работами на памятнике. Инвестор по-прежнему
остается неизвестным.
Мораль всего этого детектива предельно
проста. В центре столичного города Москвы, известного тщательным
соблюдением строительного и охранного законодательства, средь бела дня
неизвестные люди, нанятые неизвестным инвестором, неизвестно зачем и
неизвестно по чьему разрешению приходят в дом — памятник архитектуры,
поселяются в нем и начинают его курочить. И делают это целых 10 дней,
пока их, можно сказать, не застигают с поличным. И до сих пор никому,
кроме рабочих, которых визит в милицию вряд ли порадовал, за это все
никакого наказания не вышло. То ли памятников у нас слишком много, то
ли инвесторов надо беречь, тем более неизвестных.
Только
кажется, что недавно мы уже слышали подобную историю. В ней, правда, не
было памятников архитектуры, зато известно название фирмы. Закончилась
та история пустырем на Садовнической набережной.
В тексте использована краеведческая информация о доме Сысоева, собранная Александром Можаевым ("Архнадзор").
Константин Михайлов, газета "Газета", 3 июля 2009 года
* - примечание от "Москвы, которой нет". Стать участником движения "Архнадзор" очень просто. Достаточно вчитаться в
манифест движения, понять, что "да, да, да, именно об этом я все время и думаю", и написать письмо на archnadzor (собака) gmail.com с тем, кто вы и чем могли бы помочь. После вас обязательно пригласят на заседание одной из секций движения. Присоединяйтесь.