Незабываемые страницы великого романа открывала для себя наша постоянная "прогульщица" Ольга Борисовна.
На Святой неделе, в дни пасхальной радости, мне вспомнилась поездка с МКН по Булгаковской Москве, случившаяся 9 марта, ровно за месяц до Пасхи. Ехать решили вместе с дочерью. Несколько лет назад она писала в школе выпускное сочинение по теме: «Символика цвета в романе Булгакова "Мастер и Маргарита», получила отлично и золотую медаль. Эта прогулка погрузила нас в мистическую реальность Москвы и оживила незабываемые страницы великого романа. Для меня Булгаков-писатель на все времена, загадочный и современный, до конца ещё не расшифрованный читателями. А на этой прогулке встретились: любимый автор, любимый экскурсовод и любимая книга! Сколько ни перечитываю роман - он всегда актуален, всегда захватывает и удивляет. Это счастье, что в Москве сохранилось много мест, связанных с Булгаковым и упомянутых в романе, сегодня они стали местами настоящего паломничества поклонников творчества писателя. Мы проехались по этим местам и очутились в Москве 20-х годов, попробовали проникнуть в авторский замысел и узнали новые факты биографии и судьбы автора. Впечатления от прогулок с МКН я сравнила бы с магией калейдоскопа - простой детской игрушки, в которой разноцветные стеклышки каждый раз складываются по-разному и создают новый уникальный узор. Так и на прогулке - давно известные имена, факты, истории могут вдруг так изумительно соединиться, что невольно подумаешь: «Вот как, оказывается, это было!». И бежишь домой размышлять, перечитывать, сравнивать. С Леонидом Михайловичем всегда узнаешь новое, он поворачивает информацию такими гранями, что ощущаешь себя учеником Мастера, и вновь хочется узнавать читать и путешествовать ещё больше! Фотографии мои не очень умелые, но я хочу сопроводить их цитатами из романа и своими мыслями, возможно, кому-то интересными.
Мы на легендарной аллее на Патриарших прудах, где и началась эта "интересная история". Заметьте, что сатана входит в жизнь людей через отрицание. Глава 1 романа имеет в заголовке аж тройное отрицание, абсолютно негативную мантру: Никогда не разговаривайте с неизвестными. Далее проявляется в жизни эта негативная энергетика, заложенная в слове.
Вот по этой аллее прогуливался сам сатана, «лет сорока с лишним, в дорогом сером костюме, выбрит гладко, брюнет, брови черные но одна выше другой. Словом – иностранец». Здесь же перед взором Берлиоза соткался из воздуха и подручный сатаны - бес - «прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок. Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно и физиономия, прошу заметить, глумливая».
Автор иронично подмечает, что жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. Думаю, эта ремарка напрямую обращена к читателю романа.
А вот и «старинный двухэтажный дом кремового цвета, что помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара резною чугунною решеткой». Каково же пришлось здесь молодому автору, если он сделал дом Массолита местом диких танцев, унылых заседаний и «гнусных, гадких, соблазнительных, свинских скандалов», настоящим пристанищем нечистой силы. Несколько раз в романе Моссолит прямо назван «адом».
Остановка на Девичьем поле возле окон булгаковской квартиры, находившейся на первом этаже старинного купеческого дома. Здесь семья жила в период достатка и признания, имея доходы для оплаты просторной 3-комнатной квартиры.
Мы остановились около знаменитого дома на Садовой, чтобы услышать о тяжелом времени, когда писатель голодал и ютился с женой в комнате в большой коммунальной квартире. Она мастерски описана в романе под названием «нехорошей». Сначала отсюда исчезали люди, а позже здесь поселился сатана со своей свитой: ведьмой, чертом бесом и черным котом.
(автор фото: Александр Иванов)
Поэтическим уголком Москвы можно назвать Мансуровский переулок и домик Мастера, где он прожил свой недолгий «золотой век». Сюда приходила к нему Маргарита:"стукнет калитка, стукнет сердце. Мастер и незнакомка полюбили друг друга так крепко, что стали совершенно неразлучны. Мы слушали рассказ и легко представляли себе «две комнаты в подвале, в которых были всегда сумерки из-за сирени и забора, красную потертую мебель, бюро, на нем часы, звеневшие каждые полчаса, и книги, книги от крашеного пола и до закопченного потолка, и печку». Вот бы открыть здесь музей , посвященный Булгакову и его любви! Настоящей любви, которой нужен был Мастер, «а вовсе не деньги, не отдельный сад и не готический особняк». В планах было поехать на Арбат, к Спасо-Хаусу, но не удалось из-за дорожной обстановки в городе. Но я была там раньше на пешеходной прогулке с Леонидом Михайловичем. Добавлю, что в Москве очень много мест, связанных с Булгаковым и попавших на страницы его книг, но за 4 часа экскурсии осмотреть все просто нереально. А вот позже, если перечитать роман, можно вновь отправиться по знакомым местам с друзьями или детьми. Я призываю всех читать классику и ходить с МКН на литературные прогулки. Закончу свой отчет словами Т.Толстой: «Ты, Книга! Ты одна не обманешь, не ударишь, не обидишь, не покинешь, пригоршня буковок, только-то, а захочешь - вскружишь голову, запутаешь, завертишь, затуманишь». Точно сказано, не правда ли?