У нас бывали всякие отзывы, но вот чтобы такой, на прогулку, которая только состоится - это впервые. Но так даже интереснее (тем более, что автор по маршруту все-таки ездил). Публикуем!
Vika_Viktorija: попробую написать отзыв на экскурсию, которая … еще только состоится.
Итак, «Остафьево-Ивановское-Дубровицы» с Видгофом Леонидом Михайловичем – обаятельнейшим, остроумнейшим, короче, наилитературнейшим из экскурсоводов. Итак, речь о литературе и романтике русской усадьбы, конечно. Так и экскурсия называется.
Сначала Остафьево. Имение, понятно, Вяземского Петра Андреевича князя и поэта. О том, чем занимался ещё князь и поэт, рассказывал по пути Леонид Михайлович. И вообще, кто по этой дороге и мимо чего ездил, и на чём, и зачем, и, как долго. У Петра Андреевича целый цикл стихотворений, посвященный дорожно-транспортным делам. И здесь князь, конечно, поэт-ёрник: а как ещё писать о наших дорогах? И в наше время этот тон не меняетя, поэтому Вяземский – самый наш поэт. Есть и стихи, посвященные Остафьево: здесь Вяземский – тончайший лирик. Вообще, поэзии будет очень много: и в чтении Леонида Михайловича, и в природе.
Дворец. Строил отец - князь Андрей Иванович , правда пожил в этом доме не долго. Зато Историк Карамзин живал по-долгу, и Пушкин бывал и ещё много кто. Сейчас там основательный ремонт, т.е тогда был – вон серебристый заборчик, - наверно, и сейчас продолжается. Надо бы уточнить. Поэтому осмотр кабинета Карамзина, где он писал Историю государства Российского, и прочих интерьеров – это на будущий год.
Зато отремонтированным фасадом можно полюбоваться.
Это вид на окно кабинета Карамзина и памятник, посвященный созданию этого труда.
Вид с другой стороны: теперь всё понятно – к 100-летию окончания написания труда.
Но дело не только в интерьерах – великолепен и парк: памятки – отреставрированы, посадки и всякие парковые затеи – ухожены и где надо восстановлены.
Вот он, парк, аллейки…
А это – стихи, посвящённые Остафьево, на постаменте памятника П.А. Вяземскому, где он изображён в виде римского героя. Фотку не помещаю, потом сюрприз будет.
В правом крыле дворца открыта выставка – сменяемая, поэтому, что там сейчас не знаю, а внизу – небольшая экспозация, посвященная усадьбе и её обитателям.
Вид на замёрзший пруд и вербочку - всё-таки канун Благовещенья был…
По Остафьево ходили с экскурсоводами музея. Они нам были непритворно рады, а нам интересны.
Едем дальше.
Ивановское… Ну, конечно – Аграфена Фёдоровна Закревская, урождённая Толстая, «беззаконная комета». Имение получила в приданое. Поэтому была здесь полноправной хозяйкой. И до сих пор здесь таковой пребывает такое устойчивое ощущение. Устраивала празднества, театральные постановки, приглашала постановщиков, выбирала пьесы, короче, ведала репертуарной политикой. А то всё мужчины, поклонники… Может ей как-то по другому выразиться не было возможноси. А женщина она, конечно, незаурядная. Ну, а Боратынский, можно сказать, в своей поэме «Бал» отомстил ей: возлюбленный её литературного прототипа Нины вернулся к подруге юности, а Нина, нетрудно догадаться, впрочем, перечитайте и поэму Боратынского, и стихи, посвященные ей, да и Пушкина тоже, и других романтиков. Благодаря путешествию с Леонидом Михайловичем этого невозможно не сделать.
Дворец в Ивановском: правый флигель не влез полностью. Сейчас во дворце Музей профессионального образования, сохранился театральный зал, где игрались пьесы при Аграфене Фёдоровне, а сейчас устраиваются концерты. Есть зал, посвящённый хозяевам усадьбы, а последними были Бахрушины. Много залов, посвященных различным ремёслам. Очень сильное впечатление оставила экскурсовод: изящная эрудированная красавица с поставленным голосом, к сожалению, по рассеянности не записала её имени.
Вот они, Бахрушины, помимо искусств, благострорительности ещё сделавшие вклад и в профессиональное образование. Жаль, развернуться в усадьбе не успели – революция.
В углу возле прялки дремлет кошка по имени, естественно, Аграфена. Из почтения к возрасту и заслугам никто не рашается её беспокоить, поэтому, ни на кого не обращая внимания, спит и ещё круче свёртывается в крендель. Или калач? Самый впечатляющий аккорд, на мой взгляд, сделан нашим впечатляющим экскурсоводом в финале в помещении восстановленной домовой церкви, сама церковь не восстановлена, а расположилась здесь экспозиция, посвящённая создателям Азбуки Кириллу и Мефодию – не пропустите, это послание нужно услышать.
И, наконец, Дубровицы.
Что тут говорить! На это нужно смотреть, не отрываясь, можно захватить оптику для рассматривания деталей, а деталей здесь, достойных внимания, множество и снаружи и внутри. И, конечно, послушать Леонида Михайловича. Здесь такая история романтическая… не без пикантности.
Изящно и величественно одновременно.
Место слияния двух рек – как нос корабля, позади церковь под высокой колокольней – как мачта. Очевидно, такова и была задумка Голицына при постройке храма. Архитектор не известен. Зато известно много других подробностей, о чём расскажет, не жалея красок, Леонид Михайлович.
Кстати, если к Вам подойдёт тётушка и предложит купить у неё книжки об Ивановском и Дубровицах и их обитателях с автографом автора, купите – книжки интересные.
Но лучше всё-таки увидеть: отправляйтесь в путешествие с МКН!