Реконструкция Большого театра вновь затягивается - на этот раз из-за неожиданно проявившейся у столичных властей заботы об устойчивости центра города. В среду на заседании общественного градостроительного совета Москва фактически отказалась согласовать проект реконструкции главного театра страны, подготовленный по заказу Федерального агентства по культуре. Причина - заложенный в проекте подземный зал на 20-метровой глубине, который, по мнению специалистов, может привести к тому, что водный баланс в историческом центре нарушится и "все вокруг начнет проваливаться". Юрий Лужков потребовал дополнительных гидрогеологических исследований, без которых город не даст "добро" на реконструкцию Большого.
Юрий Лужков словно поменялся местами со своими всегдашними оппонентами - противниками строительства в историческом центре. Взяв на вооружение их дежурные аргументы о "барражном эффекте" и возможном подтоплении соседних зданий (которые сам же привычно отбивает репликами о том, что "современные технологии позволяют построить все, что угодно и где угодно"), мэр приправил их малоизвестными страшноватыми сюжетами из новейшей строительной истории. Неожиданная смена идеологии была вызвана, возможно, тем, что на этот раз столичные власти оказались в несвойственной им роли - не инициатора и главного действующего лица масштабной стройки (реконструкцией Большого ведают федеральные власти, они же ее и финансируют), а пассивного свидетеля, от которого требовалось одно: дать свое согласие и отойти в сторонку. Но этого как раз и не случилось.
Проект, разработанный архитекторами ЗАО "Курортпроект", подразумевал реконструкцию исторической анфилады. Расположенный в ней Бетховенский зал должен был переехать в огромное подземное помещение на 20-метровой глубине - таким образом театр получил бы современный полноценный зал для концертов, а также для репетиций хора и оркестра. Заодно решалась проблема сохранения устойчивости здания Большого - подземные этажи могли стать для него своего рода пьедесталом. Идея была хороша еще и тем, что в интерьерах зала можно было разместить остатки исторических колонн Бове, выполнив тем самым требование экспертов по охране наследия. Однако все эти радужные перспективы разбились о возникшие у членов совета гидрогеологические фобии.
- Я помню наши мучения, когда Неглинку убрали в коллектор, - делился пережитым мэр. - Сразу все вокруг начало проваливаться. Первой пришлось разобрать гостиницу "Арарат", потом начал валиться "Метрополь" - его потом долго и трудно восстанавливали финны. Потом начал проваливаться Малый театр. Похожие проблемы были и тогда, когда мы строили подземный комплекс "Охотный Ряд". При этом и Малый театр, и "Метрополь" стояли на сваях - то есть не работали в режиме плотины, как предполагаемый подземный зал перед колоннадой Большого театра. Я считаю, что строительство зала - это не наш вопрос. Хотят построить прекрасные, но непонятные и очень дорогие помещения под землей - мы не будем сопротивляться. Но обязательно должны быть дополнительные исследования грунтов и подземных вод - у нас и так на Дмитровке и Петровке появляются провалы, а городские власти отвечают за безопасность людей.
После чего мэр произнес фразу, от которой защитники московской старины прослезились бы: "Когда мы строим стену в грунте, то не очень понимаем, что делаем..." Это означало, что согласования проекту подземного зала Большого театра не видать. Равно как и идее 5-ярусных парковок под Театральной площадью - этот проект также решено отложить до проведения дополнительных гидрогеологических исследований. "Известия" будут следить за развитием событий.