По этому случаю я позвонил Юлии Мезенцевой, главному редактору сайта "Москва, которой нет" и соавтору путеводителей.
— На вашем сайте сказано, что проект "объединил неравнодушных". Что это значит?
— Проект опирается на людей, которые сначала взаимодействовали на форуме, а сейчас —
в ЖЖ-сообществе, которое выполняет функцию координационной площадки не только для культурной, но и для общественной деятельности. К тому же "Москва, которой нет" в 2009 году стала одним из соучредителей
Архнадзора, и мы курируем там оперативную секцию, которая занимается выявлением исторических памятников и присвоением им статуса охраняемых объектов. Город "распределен" между группами, которые день за днем работают на общественных началах.
— Одного выложенного в Сеть фрагмента из нового путеводителя мне хватило, чтобы не один раз сглотнуть подкатывавший к горлу комок. Как у вас нервы выдерживают в ежедневном режиме наблюдать постепенное убийство города?
— Привычка. Сначала ревешь, потом перестаешь. Конечно, если бы вообще ничего не удавалось отстоять, было бы совсем тяжело. Но победы бывают, и это воодушевляет.
— А какими были главные победы уходящего года?
— Летнее "стояние в Кадашах", конечно, вдохновленное прежде всего Архнадзором, когда общими силами, всем миром удалось остановить разрушение исторического облика территории вокруг храма Воскресения Христова. И еще, кажется,
появилась надежда на то, что "Детский мир" в результате реконструкции все-таки не будет изуродован.
— Что в головах у людей, варварски уничтожающих историческое наследие и память? Как у них рука поднимается?
— "Все меняется, город должен развиваться, мне так надо, почему я, идите на соседнюю улицу, там тоже сносят, на месте снесенного дома я построю новый, почти такой же, и прибью на него табличку, что это исторический памятник" и так далее. Наши инвесторы, к сожалению, нацелены только на получение сиюминутной, быстрой прибыли, а в сколько-нибудь отдаленное будущее они не заглядывают. Но эта сиюминутная частная прибыль инвестора — вычет из нашей общей "прибыли города" — того культурного достояния, которое делает Москву особенной, неповторимой. А они этого не видят, не понимают, что, к примеру, европейские города, сохранившие свой облик, получают эту самую прибыль, которую мы же к ним везем, когда едем смотреть исторические памятники. Очень жаль.