Через несколько лет юг Москвы обозначит уникальный вантовый небоскреб. Его вообще трудно с чем-то сравнить. Космический корабль? Похож. Иллюстрация к фантастическому роману о далеком будущем? Тоже похож…
А еще похож на «присевший» на землю гигантский 500-метровый «волчок». И таким его увидел британский инженер Норман Фостер, представивший проект «гиперболоидной архитектуры» на рассмотрение Общественного градостроительного совета при мэре Москвы.
От «иглы» к «гиперболоиду»
Нормана Фостера в Москве уже знают: вышеупомянутый градостроительный совет принял уже его третий проект. А еще Фостера хорошо знают на большинстве континентов мира. Среди его уже весьма многочисленных построек наиболее значительными считаются лондонский Фред Олсен-центр (1967), где впервые было масштабно применено столь модное впоследствие зеркальное остекление. Можно упомянуть также небоскреб Шанхайского банка в Гонконге (1981–1986), в процессе сооружения которого поэтапно перестраивалось уже существующее здание, функционально реструктурированное с применением китайских традиций «фэнь-шуй».
Так, центральным помещением банка стал 12-этажный атриум, дополнительно освещаемый с помощью солнечного рефлектора. В 1991–1992 по проекту Фостера было возведено высочайшее здание в Европе, 300-метровый центральный офисный комплекс «Коммерцбанка» во Франкфурте – «зеленая башня», взятая в футляр многоярусных зимних садов.
Мастер неоднократно проектировал аэропорты, в том числе Стенстед близ Лондона (1991) и особо примечательный, крупнейший в мире по площади закрытых помещений Чек Лап Кок в Гонконге (1998), композиционно распластанный по земле и благодаря прозрачным перекрытиям максимально открытый естественному освещению. Не раз обращался к чисто инженерным и дизайнерским проектам, разработав, в частности (в 1990-е годы), экспресс-систему наземного рельсового транспорта в Бильбао и новую линию мебели «от Фостера».
Известнейшей его работой стала завершенная в 1999 реконструкция здания берлинского рейхстага, призванного вновь стать местопребыванием парламента объединенной Германии. Бережно сохранив исторический облик здания, вплоть до части надписей, оставленных советскими солдатами, он увенчал его новым стеклянным куполом – с подводящей к нему широкой спиралевидной зеркальной полосой (позволяющей видеть, что происходит внизу, в зале заседаний, и тем самым символизирующей «новую демократическую открытость» германской политики).
В России Норман Фостер уже строит свою «иглу» - 600-метровую башню «Россия», заложенную летом этого года. На очереди – гостиничный комплекс в Зарядье, который возведут на месте снесенной гостиницы «Россия».
И вот – третий проект.
«Хрустальный остров» – на острове
Проект, рассмотренный мэром Юрием Лужковым, главой Москомархитектуры Александром Кузьминым и членами правительства, называется «Хрустальный остров». И он действительно должен расположиться на острове, который, тем не менее, островом стал совсем недавно.
Когда-то, более чем 70 назад, было решено осушить болотистую Нагатинскую пойму, а заодно и построить Перервинский гидроузел (часть канала «Москва-Волга»). Через пойму прорыли спрямительный канал, и полуостров стал искусственным островом, связанным с сушей Нагатинским мостом. С другой стороны – через Москву-реку – перекинут Автозаводский метромост. Слева от метропутей сейчас строится Нагатинский технопарк (около 1 млн кв. м недвижимости), с другой – пустынный парк, в котором еще недавно устраивали вещевые ярмарки. Вот на границе этого парка и должен вознестись небоскреб.
«Хрустальный остров» станет культурно-деловым центром фантастической площади – 2 млн.670 тысяч кв. метров! Для того, чтобы обеспечить транспортную доступность, рядом с ним планируется открыть станцию метро на Замоскворецкой линии, протянуть автомагистраль, связывающую Третье и Четвертое транспортные кольца, а под зданием разместить парковку на 16,5 тысяч машиномест.
«Хрустальный остров» станет доминантой Нагатино и своеобразным противовесом застройке Технопарка.
На вантовой тяге
Архитектурной особенностью небоскреба станет его несущая конструкция, основанная на вантовых растяжках.
«Все в этом здании математически просчитано и подчинено логике, ванты, которые зодчий использовал на своих мостах, закручены в единую структуру, получилось мультикристаллическое тело, красивая конструкция, сверкающая металлом, а высота сооружения определена геометрией параболы», - сказал, представляя проект, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин.
А Юрий Лужков высказался еще весомее, заявив, что проект Нормана Фостера относится к архитектуре XXI века, что это не «плоскомордие» кубов, квадратов и плоских окон, а красивый и уникальный объект.
«Москва-Сити» со своими небоскребами строится в 4 километрах к западу от Кремля, а «Хрустальный остров», если считать по прямой от главного исторического ансамбля столицы, – километров шесть на юго-восток. И на его фоне не будут теряться даже изящные храмы парка «Коломенское». Ведь само здание по сути заканчивается на 300-метровой отметке, где разместится смотровая площадка. Выше – только опорный шпиль и натянутые ванты, которые будут как бы «растворяться» в воздухе.
Правда, первоначально здание хотели сделать не столь объемным, сократив площадь его основания. Но это повлияло бы на его полезную площадь, так что решили оставить все, как есть.
А именно: культурно-досуговый комплекс займет 800 тыс. кв. м, на остальных площадях
разместятся гостиницы, бизнес-центр и офисы (вместе они займут 400 тыс. кв. м), торговый и развлекательный центры (250 тыс. кв. м.).
Справка BN.ru.
Норман Фостер - английский архитектор, один из лидеров стиля хай-тек.
Родился 1 июня 1935 в Манчестере, в семье рабочего. В 1953–1955 служил летчиком в Королевских военно-воздушных силах. Затем поступил на архитектурное отделение Манчестерского университета; сменив несколько вузов, в итоге получил диплом архитектурной школы Йельского университета в США (1962).
Вернувшись в Англию, в 1963–1967 был партнером в фирме «Команда 4» («Team 4»), а в 1967 основал свою собственную фирму «Foster Assosiates». Познакомился в этот период с Р. Б. Фуллером; совместно они исполнили ряд проектов, варьирующих принцип «геодезического купола». Усвоив фуллеровскую «технократически-природную» эстетику, а также стилистику хай-тека (отчасти благодаря сотрудничеству с одним из его основоположников, Р. Роджерсом, в «Команде 4»), создал, по сути, – вопреки фирменной обезличенности новейшего зодчества – глубоко индивидуальное творческое направление, осмысляющее технологические новинки в высшей степени образно, порою даже экстравагантно. Свойственная раннему хай-теку ироническая «поп-артистская» пародийность сменилась здесь новым, по-своему эпическим монументализмом. В 1990 был возведен в рыцарское звание.