Если идти по Малому Левшинскому переулку, то по левую руку,
в пяти шагах от Пречистенки, обязательно увидите выразительную картинку:
уцелевшую половину ворот с прилепившимся рядом овощным ларьком, миновав которые,
можно попасть во двор величественного трехэтажного особняка, что числится домом
№ 32 по Пречистенке. И здесь вы неожиданно оказываетесь в странном, истинно
старомосковском пространстве, удивительно контрастном даже нынешней
Пречистенке, далеко не самой шумной из центральных улиц Москвы.
Полукруглые строения во дворе дома на Пречистенке, 1980-е годы.
Двор замыкают два исключительно живописных полукруглых,
двухэтажных строения, верхние этажи которых деревянные, а низ – открытая аркада
на белокаменных колоннах. Галерея завалена старой мебелью, санками, вениками,
прямо отсюда – двери в квартиры, на одной из них уже почти антикварная
табличка: «Газовый ввод. Ключи в диспетчерской. ЖЭК». Между домами
«схоронилось» странноватого вида зданьице, в котором вряд ли кто теперь угадает
остатки домовой церкви. Уцелели, на удивление, и закрепленные на главном доме
старые фонари, и потемневшие от времени львиные морды, безучастно взирающие на
редких прохожих… О том, что чужие здесь появляются нечасто, свидетельствует
спокойно вывешенное жильцами белье и роскошно ленивые, непуганые кошки. Лишь в
последнее время стали появляться здесь экскурсанты, в основной массе своей
почитатели творчества Булгакова.
Между тем двухэтажные полукруглые дома, в одном из которых
до сих пор живут, в другом, отреставрированном не так давно, поместились художественные
мастерские, по сути, бывшие одноэтажные конюшни, часть большой классической
усадьбы.
Усадьба эта была перестроена, точнее, возведена заново в
классическом стиле вскоре после пожара 1812 года, на месте сгоревшей старой
усадьбы Талызиных. Вся новая застройка была каменной. Главный Т-образный дом,
что стоит по красной линии Пречистенки, строился с 1817 по 1820 год; по
некоторым данным, автором проекта является известный архитектор Ф.К.Соколов –
один их тех, кто восстанавливал Москву. Усадьба для нового владельца, гвардии
корнета Павла Яковлевича Охотникова, получилась величественной, почти дворцом.
Уличный фасад главного дома был украшен восьмиколонным портиком, поставленным
на цоколе и увенчанным фронтоном с лепниной в тимпане. Арочные проезды по
сторонам дома во двор, флигели, дворцовые службы во внутреннем дворе (конюшни,
каретный сарай), домовая церковь…
Когда в Малом театре
ставили грибоедовскую комедию «Горе от ума», именно
интерьеры дома по Пречистенке легли в основу декораций, созданных знаменитым
Евгением Лансере.
В 1879 году усадьба перешла к потомственным почетным
гражданам купцам Пеговым. Они и владели ею вплоть до 1915 года (по некоторым
данным – вплоть до революции).
Однако не купец прославил этот дом, а тот, кто арендовал его
в 1882 году (первое упоминание в Адрес-календаре Москвы)…
Современный вид бывшей гимназии Поливанова, 2006 год.
«В семидесятых годах
прошлого века двумя выдающимися педагогами того времени — Софьей Александровной
Арсеньевой и Львом Ивановичем Поливановым — были учреждены в Москве в районе
Пречистенки две гимназии: Арсеньевская и Поливановская. Связь между этими
школами была самая тесная; если сыновья учились у Поливанова, дочерей отдавали
к Арсеньевой. Преподавание было в большинстве случаев общее, почти все учащиеся
знали друг друга и, начиная с 6-го класса, между ними возникали юношеские
романы. Бывали случаи пересылки записок в карманах пальто математика
А.А.Игнатова, который, переходя с урока на урок, не подозревал, что играет роль
почтового голубя». (Из воспоминаний Т.А.Аксаковой).
Еще одно сохранившееся
свидетельство тех лет: «Заведение это учреждено в 1868 году в Москве при
содействии многих лиц педагогического сословия, которые соединили здесь свои
силы не случайно. Но, проникнутые живым педагогическим интересом и общим
убеждением, что серьезных результатов школа в состоянии достигнуть только
тогда, когда преподаватели ее, образуя правильную коллегию, ведут дело обучения
и воспитания под условием внимательных совокупных наблюдений за его ходом…»
Бывшая гимназия Поливанова, вид на двор, 2007 год.
Частные гимназии начали открываться в России с 1856 года, в
1871-м правительством была определена система гимназического курса. Мужскую
гимназию Лев Иванович Поливанов учредил вместе с коллегами из 4-й гимназии, где
он преподавал русскую словесность в 30-летнем возрасте. В 37 лет он вышел в
отставку и полностью посвятил себя гимназии. Кстати, преподаватели именно этой
гимназии прославились своими новыми учебными программами, именно здесь учителя
работали по 20 и более лет. Плата за обучение была высокой: по воспоминаниям
бывшего воспитанника В.К.Икова, 180 рублей в год в младших классах, 250 – в
старших (против 50 рублей в казенных учреждениях). Естественно, что учились в
частной гимназии дети именитых и богатых родителей, в основном дворянского
сословия. Но, получив завидное образование, дети состоятельных родителей не
превращались в бездумных прожигателей жизни. Напротив, выпускники Поливановской
гимназии известны были по всей России и – даже – по всему миру!
«Мы имели перед
глазами образец такой школы, так называемый Катковский лицей, – вспоминал
В.К.Иков прославленную «альма-матер». – … образцовый питомник для разведения
будущих административных и магистратурных щедринских помпадуров разных рангов…
Сюда стекались представители золотой молодежи, потерпевшие крушение в своей
учебной карьере в казенных гимназиях… В лицее мало интересовались вопросом о
том, видел ли данный ученик Ермолову в роли Марии Стюарт… Здесь, в лицее,
взращивали чиновников для государственной службы»…
Актовый зал музыкальной школы, которая теперь помещается в здании гимназии, 2006 год.
Гимназия занимала главный, трехэтажный дом. Из-за
расположившегося в особняке учебного заведения, помещения второго этажа, где
размещались классы, были перепланированы. Тогда же была встроена ажурная
чугунная лестница, украсившая собой парадный вход. Нижний этаж заняли
гардеробная, служебно-хозяйственные помещения и учебные кабинеты. На втором
располагалась квартира Поливанова, основные классы, двусветный рекреационный
зал с мраморными колоннами, за которыми помещались гимнастические снаряды и
учительская. На третьем этаже были дортуары, столовая для пансионеров и две
учебные комнаты, где занимались ученики 1–3-х классов. Во время большой
перемены их сводили всех вниз, в общий зал, где они и проводили время под
присмотром старшего надзирателя. Каждый урок длился 50 минут, затем
десятиминутная перемена и в 12 часов объявлялась большая, часовая перемена. В
гимназии не было обязательной униформы и не нужно было «творить» молитву в
общем зале. Как удалось Поливанову разрешить такие вольности, не понятно.
Из стен Поливановской гимназии вышли очень многие известные
люди, среди них писатели, философы и поэты – Владимир Соловьев, Валерий Брюсов,
Андрей Белый (посвятивший гимназии целую главу своих воспоминаний), Максимилиан
Волошин, художник Александр Головин, чемпион мира по шахматам Александр Алехин.
Сюда же отдал учиться своих сыновей и Лев Николаевич Толстой. Говорили, что он
приходил в гимназию и спорил в коридорах с преподавателями о русской
словесности.
После смерти Льва Ивановича Поливанова в 1899 году учебное
заведение возглавил его сын, Иван Львович.
Постепенно гимназия стала утрачивать знаменитый
поливановский дух. Некому уж было устраивать из урока спектакль, не стало
прежней души у любительского театра, т.н. «шекспировского кружка». Да и
ратовать за не самых прилежных, но умных учеников тоже стало некому…
Андрей Белый посвятил гимназии целую главу своих воспоминаний.
В 1915 году дом переходит богатой лесопромышленнице
В.И.Фирсановой. При ней он перестраивается по проекту архитектора А.И.Таманяна,
который переделывает интерьеры второго этажа, фасады. Арочные проезды во двор
закладывают еще раньше – где-то в конце XIX века. Вновь устраивается концертный зал (бывший
рекреационный): эстрада в виде греческого портика, кариатиды между окнами
второго этажа (росписи принадлежат кисти художников А.Е.Яковлева и
В.И.Шухаева). Каменная ограда, от которой, кстати, и сохранилась половина
нынешних ворот, также была поставлена Таманяном.
В 1921 году в старинной усадьбе размещается Государственная
Академия художественных наук (ГАХН). А с конца 1924 года здание на Пречистенке
довольно крепко уже связано с именем Михаила Булгакова.
Михаил Афанасьевич был знаком со многими сотрудниками ГАХН,
ставшей своего рода последним оплотом русской интеллигенции. Здесь работали
филолог Николай Лямин (заведующий кабинетом теоретической поэтики), философ и
литературовед Павел Попов, историк Александр Габричевский, художник группы
«Бубновый валет» Борис Шапошников, которому Петербург обязан Музеем Пушкина на
Мойке, а Москва – музеем дворянского быта на Собачьей площадке, и другие
известные люди. Судьба не баловала их.
В конце 1920-х, в рамках Государственной Академии художественных
наук, был создан Музей кино. В 1930-м ГАХН расформировали – или, согласно БСЭ,
преобразовали в Государственную академию искусствознания. Павел Попов был
исключен из ГАХН и, «как представитель эксплуататорских классов», в сентябре
1931-го вместе с женой выслан в Ленинград, где работал в Институте русской
литературы (Пушкинском доме) АН СССР. В феврале 1932-го, с помощью А.И.Толстой,
он получил разрешение вернуться в Москву. Пострадали в те времена и многие
другие образованные люди, к кому у новой власти были претензии.
Сейчас историю этого
дома в 1920-х годах на своих экскурсиях рассказывает внук Шапошникова – Михаил
Борисович Шапошников, зав.отделом Серебряного века Государственного
Литературного музея.
Бывшая гимназия Льва Поливанова, вид со двора, 1970 год.
Оставило время свой след и на поливановском доме.
В 1930-х годах полукруглые конюшни (в Москве, по мнению
краеведов, таких больше не найти) были надстроены вторым этажом и приспособлены
под жилье. В 1963-м главный дом реставрировался. Предполагалось, что здесь
разместится магазин книг по искусству и художественный салон. Теперь в доме по
Пречистенке помещается Детская художественная школа № 1 и Детская музыкальная
школа № 11 им. В.И.Мурадели. В 2004-м музыкальная школа отметила свое 85-летие.
По этому случаю на первом этаже была представлена экспозиция родословной
Поливанова, которая насчитывает несколько столетий, а берет она свое начало от
древних татарских ханов!..
Современный вид бывших "полуциркулярных служб", фото В. Ярошевича, 2007 год.
В строении 2 последние 30 лет находилась творческая
мастерская Саввы Ямщикова, в строении 7 – мастерская академика, живописца,
монументалиста Олега Филатчева. К сожалению, вот уже 15 лет длится запутанный
имущественный спор. Под удар попали именно художественные мастерские. Еще 3
июля 2009 года Москомнаследие заверяло, что готово продлить договорные
отношения с Союзом художников на мастерские по адресу Пречистенка, 32, стр. 2 и
стр. 7, и что даст художникам, занимающим эти мастерские, возможность
продолжать работать. Однако вслед за этим пришли почтовые уведомления о том,
что мастерские необходимо освободить в срок до 15 августа 2009 года. Художники
переполошились.
По счастью, в день «Ч» Москомнаследие снова подтвердило свои
намерения. Правда, договор так до сих пор и не перезаключен. Однако, хочется
надеяться, что сохранившиеся «полуциркулярные службы» еще долго будут обрамлять
удивительный поливановский дворик с одною половинкою ворот, которая стала
достопримечательностью наших дней. Но кто поручится, что этот чудесный уголок
будет существовать и завтра?
Все материалы данного сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ об авторских и смежных правах. Любое использование материалов сайта http://moskva.kotoroy.net без письменного разрешения редакции запрещается.