|
Большой Трехсвятительский переулок, д.1. Кокоревская галерея
03-го ноября 2005
«Из анфилады комнат, обращенных в большой сад, открывается прекрасный вид на Кремль, и так как в обоих концах этой анфилады стояли большие зеркала, то… казалось, что комнатам нет конца»…
|
|
| Дом в Большом Трехсвятительском переулке, старая фотография. |
Именно в этой части дома бригадирша Дарья Лопухина на деньги, доставшиеся ей по наследству от дальнего родственника, открыла пансион для детей из бедных дворянских семей. Обучение здесь приравнивалось к гимназическому курсу, а выпускники, если поступали потом в Московский университет, получали от Лопухиной денежное пособие. Вскоре школы Д.Н. Лопухиной (пансион для мальчиков и пансиона для девочек) завоевали признание, отдавать в них своих детей стало модно в среде русского провинциального дворянства. В пансионе для мальчиков училось одновременно порядка 20 детей, в феврале 1821-го сюда поступил и Андрей Иванович Дельвиг, будущий строитель московского водопровода, двоюродный брат поэта А.А. Дельвига. По возрасту он был помещен в низший класс, где быстро стал первым учеником в классе и любимцем учителей. Именно он потом вспоминал, что дом в Трехсвятительском показался ему громадным, а анфиладе комнат, казалось, не будет конца.
|
|
У пансиона богатая история. Когда-то на этом месте располагались мелкие дворы Никиты Тарутина, Никиты Вышеславцева, Исаака Бегичева, Лукьяна Викентьева да Потапа Нарбекова. В начале 1751 года потомок последнего, отставной поручик Александр Владимирович Нарбеков, дворы скупил и подал прошение о постройке каменных палат. План будущей усадьбы был подписан самим Дмитрием Ухтомским, знаменитым зодчим московского барокко. Позади дома располагался большой сад. В 1772 году особняк принадлежал сыну молдавского господаря князю С.Д.Кантемиру, а с 1781 по 1784-й усадьбой владел полковник Бекетов, потом граф Морков. В начале 19 века сделаны были пристройки и устроен мезонин по центру старого здания. А в 1812 году дом, уже принадлежавший Лопухиной, сгорел при пожаре Москвы и фактически отстраивался заново.
|
|
| Кокоревская картинная галерея, репродукция. |
В 1855 году усадьбу покупает Василий Александрович Кокорев, "откупщицкий царь", разбогатевший на питейных откупах. Один из основателей русской нефтяной промышленности, создатель нескольких крупных страховых и торговых обществ Кокорев являлся одним из самых ярких представителей экономического славянофильства, и призывал «прекратить поиски экономических основ за пределами отечества». Из этих идей органично вырастали и славянофильские идеи возрождения русской национальной культуры, которые он воплотил в коллекционировании картин русских мастеров, предметов народного искусства и быта. Кокорев выступал в роли мецената, поддерживая художников и артистов. Как писал К.А.Сальковский, «ему, строго говоря, обязан своим возникновением так называемый «русский» стиль, существенно отличавшийся от русского стиля, сочиненного немцем Тоном по велению Николая Павловича».
|
|
Следствием взглядов и увлечений хозяина стала и перестройка усадебного дома в «русском стиле». Она была произведена в начале 1860-х годов по проекту архитектора И.Д.Черника. Были переделаны и главные ворота по Трехсвятительскому переулку. Но, строго говоря, от стиля «немца Тона» эта работа отличается разве что более низким качественным уровнем и знанием исходного материала (за прообраз Черником был выбран фасад Теремного дворца Кремля, с него же рисовал фасад Большого кремлевского дворца Константин Тон). Граф М.Д.Бутурлин вспоминал, что «дом был построен в старобоярском стиле, и сбоку возвышалось нечто вроде терема с кровлею из какого-то особенного блестящего металла, чуть ли не по местам позолоченного. Внутренняя архитектура, мебель и орнаменты соответствовали тому же стилю и старобоярскому домовому быту…» Писали и о том, что дом "куплен в развалинах, возобновлен самым безобразно-роскошным образом".
|
|
| Белокаменный портал вестибюля, исчезнувший в неизвестном направлении. |
22 января 1862 года во вновь отделанном доме по Большому Трехсвятительскому открылась Кокоревская картинная галерея. Журнал «Северная пчела» писал о ее открытии: «Представьте себе восемь огромных, нарочно устроенных для помещения картин, зал, с освещением сверху, занимающих весь верхний этаж здания, и наполненных сверху до низу образцовыми произведениями первоклассных художников, преимущественно современных, между которыми отечественная школа занимает, конечно, самое первое и почетное место… При галерее находится также обширная зала, предназначенная для бесплатного чтения публичных лекций по предметам преимущественно популярным, и устроенная не менее как на 400 человек слушателей. Кафедра помещается в нише, обделанной в виде русской избы, украшенной, как равно и вся зала, совершенно в русском вкусе, резными коньками и полотенцами по проекту и рисункам нашего талантливого архитектора А.С.Никитина». В центральном помещении цокольного этажа размещался известный в то время ресторан Тиволи, с зимним и летним садом, «в саду бельведер, с которого открывается прекрасный вид на Москву».
|
|
| Парадная чугунная лестница, выкрашенная бронзовой краской. Так же пропала бесследно после ремонта. |
Галерея просуществовала всего три года, финансовые дела Кокорева пошатнулись и он вынужден был продать дом, а после и галерею. Владелицей усадьбы стала Марья Федоровна, мать знаменитого мецената Саввы Морозова. В доме частыми гостями стали Третьяков, Чехов, Шаляпин, Тимирязев, Серов, Коровин, Остроухов, Васнецовы. А для Исаака Левитана в 1889 году даже был выстроен специальный флигель, в котором он жил и работал целых 11 лет, здесь были написаны лучшие его картины. Отсюда же 25 июля 1900 года на Дорогомиловское кладбище отправилась его похоронная процессия.
|
|
Морозовы вновь переделали интерьеры дома. А в одном из помещений верхнего этажа была устроена старообрядческая домовая церковь. В 1911 году, после кончины хозяйки, была составлена опись интерьеров дома: «…полы асфальтовые, досчатые и дубовые паркетные, частью с вставками из цветного дерева, часть стен облицована искусственным мрамором, потолки частью с лепными работами, отопление духовое и голландскими печами, камины русские и печи, ватерклозеты, подготовлено под канализацию, лестницы чугунныя и каменныя…»
|
|
| Флигель дома в Большом Трехсвятительском переулке |
Следующей страницей истории старой усадьбы стал 1918 год, когда особняк превратился в штаб мятежных эсеров. Именно сюда приехал Феликс Дзержинский, чтобы арестовать обвиняемого в убийстве германского посла Мирбаха Якова Блюмкина, однако сам был взят под арест по приказу вожака восставших левых эсеров Попова. "Чекистов втолкнули в маленькую комнату. Приставили вооруженную охрану. Вошел Попов. Дзержинский презрительно бросил:
- Предатель?
- Я всегда подчинялся вашим приказам, Феликс Эдмундович, - ответил, заикаясь, Попов.- Теперь с этим покончено. Выполняю приказы только своего ЦК.
Увидев вошедшего в комнату Д.А.Черепанова, Попов приободрился:
- Большевики снюхались с немцами. Декреты СНК написаны под диктовку германского посла. Больше он вам ничего не продиктует: кончилось ваше время!
- Верно,- добавил Черепанов.- У вас были октябрьские дни, а у нас - июльские".
Но уже 7 июля штаб эсеров, откуда восставшие обстреливали Кремль, был разгромлен частями Латышской дивизии под командованием Вацетиса. Говорят, что при земляных работах здесь до сих пор находят гильзы австрийских снарядов.
|
|
| Парковый фасад дома в Трехсвятительском переулке |
С 1920-х и до конца века в бывшем дворце располагался детский сад. Большая часть интерьерной роскоши, а также чугунная терраса паркового фасада, за это время были утрачены. Дело довершила реконструкция 2002 года. К тому моменту, когда на объект пришли исследователи, чьей задачей было выявить ценные элементы интерьера, дом изнутри был полностью ободран, вынуты перекрытия, частично разобраны старые стены. Сохранялись лишь белокаменные порталы вестибюлей и парадная чугунная лестница 1861 года, которая была выкрашена бронзовой краской и оттого смотрелась особо внушительно. В искусствоведческом заключении о ней было сказано: «представляет большую художественную ценность». Вскоре после представления заказчику означенного заключения в неизвестном направлении исчезли и порталы, и лестница… Сейчас внутри дома от старины остались лишь переложенные в 19 веке своды нижнего этажа, да скрытые под новой штукатуркой остатки барочных наличников. Рекомендации по реставрации фасадов выполнены не были – произведен лишь добросовестный ремонт. Левитановский флигель находится в полуаварийном состоянии. А парк, про который в заключении было сказано, что «важным аспектом является необходимость сохранения общественной доступности городского сквера» теперь закрыт. Половина его вырублена для обустройства подземной стоянки.
* Все иллюстрации предоставлены Александром Можаевым
|
Интересно, а что сейчас...
Kkoka
Офисно-жилой комплекс...
Deniskin
|
| |
|
|
|
|
|