Денежный переулок, д. 9/6 . Дом Поливанова
30-го января 2004
«Здесь, в старых переулках за Арбатом,
Совсем особый город…»
(Иван Бунин, 1905 г.)
Если предпринять прогулку по лабиринту арбатских переулков, то на углу Денежного и Глазовского переулков можно обнаружить прелюбопытный дом, который внешне выглядит как каменный. На деле же он является одним из самых известных памятников московского деревянного ампира или «деревянного классицизма» и позволяет проиллюстрировать процесс гражданского строительства в послепожарной Москве.
|
|
Название Денежного переулка напоминает о месте поселения здесь когда-то мастеров монетного двора. В XVIII веке переулок именовался Плещеевым — по фамилии домовладельца Плещеева. В 1933 году стал улицей Веснина, старшего из трех братьев-архитекторов, ставших в советское время лидерами конструктивизма.
|
|
| Денежный переулок в сторону Арбата, начало XX века. Из коллекции Э.В. Готье-Дюфайе. |
Именно жилые здания определяли облик Москвы, утраченной после пожара 1812 года на две трети, и восстановление их в прежнем виде заняло бы очень много времени. Ведь сгорели не только сами строения, но и вся обстановка, предметы быта. Поэтому архитекторы и домовладельцы при строительстве обратились не к образцам «большой» городской архитектуры конца XVIII века, а к уютным усадебным домикам, в изобилии существовавшим вокруг Москвы. Один за другим стали вырастать так называемые ампирные особнячки — небольшие, украшенные портиком с колоннами и часто имеющие над первым этажом жилую надстройку в центральной части здания — мезонин.
|
|
Сыграл свою роль и меркантильный интерес — по принятой системе налогообложения дом с мезонином считался одноэтажным и позволял хорошо сэкономить на налогах.
|
|
Характерная и небезынтересная особенность «московского классицизма»: в античные времена классические ордерные формы были деревянными, в камень их перевели позднее. И в послевоенных особняках XIX века они вновь вернулись в дерево, но что любопытно и забавно, делали их «под камень»! В Москве существовал специальный рынок, где продавали доски с выемками, имитирующими продольный руст. Ими обшивали дома снаружи. Спрос породил и торговлю специальным набором досочек, имитировавших замковую кладку над окнами. Помимо этого, в продаже были филенки различной длины с гипсовой лепниной. Продавались даже! деревянные колонны той или иной величины (но не выше, чем на один этаж).
|
|
Специальные строительные руководства содержали чертежи и советы, чтобы хозяйские плотники могли построить жилой деревянный дом «под камень».
|
|
| Городская усадьба Поливанова, начало XX века. |
Дом с двойным номером 9/6 в Денежном переулке построен поручиком А. К. Поливановым, который приобрел «обгорелую пустопорожнюю землю» в 1822-м; на ней, как сообщал квартальный надзиратель, деревянный дом «был окончен к 4 января 1823 года». Помимо главного дома усадьба включала одноэтажный флигель (надстроен мезонином в 1832) и соединявшую их деревянную ограду по линии улицы с арочными проходами и монументальными, украшенными резьбой воротами (выполнены в процессе реставрации дома в 1951-54 годах по образцу типовых оград начала XIX в.).
|
|
Одноэтажное строение с антресолями и просторным пятиоконным мезонином, основной акцент которого приходится на фасадную композицию — шестиколонный портик тосканского ордера — типичный образец «деревянного классицизма». Тут и наружная обшивка стен, и имитация горизонтального руста на углах, в интерьере же частично сохранилась планировка, парадная анфилада и фрагменты первоначальной ампирной отделки (парные колонны, лепные карнизы, облицовка искусственным мрамором). Единственное отличие от «собратьев» — практически полное отсутствие лепных украшений, обязательного компонента фасадов домов того времени.
|
|
Кстати, именно в мезонине или на антресолях, полуэтаже с низкими потолками, протекала повседневная жизнь хозяев дома. В «передних», роскошных и просторных комнатах принимали гостей.
|
|
В 1835 — 1836 гг. в доме в Денежном переулке жил один из участников литературного кружка «Арзамас» — Степан Петрович Жихарев, современник и знакомый Пушкина. Некоторые пушкиноведы не исключают возможности того, что поэт мог бывать в поливановском доме у Жихарева в свой последний приезд в Москву в мае 1836 г.
|
|
А о самом поручике Поливанове практически ничего неизвестно. Так получилось, что имя его увековечил дом. Есть, правда, еще церковь Рождества Христова в Илкодино (Шатурский район Московской области), построенная в 1841 году по инициативе помещика Александра Константиновича Поливанова. Но тот ли это Поливанов или его однофамилец сказать трудно.
|
|
После Октябрьской революции дом стал многоквартирным, жилым. Много позже перешел во владение всемирно известной Ассоциации шахматных федераций. В 50-х годах XX века дом реставрировался, а в 1980 году, накануне московской Олимпиады, горел. Тогда строение было восстановлено.
|
|
9 февраля 2001 года в доме шахматной ассоциации вновь произошел пожар. Загорание, виной которому было короткое замыкание, случилось ночью, пожилая женщина-сторож, сама бывшая шахматистка, вызвала пожарных, которым удалось потушить огонь за три часа. «Одновременно с тушением огнеборцам пришлось спасать ценные вещи. Из помещения были вынесены три мешка с большими резными шахматными фигурами из слоновой кости. Также от огня было спасено чучело огромного медведя. По словам очевидцев, чучело оставили рядом с домом, и огнеборцы, пока тушили пожар, невольно вздрагивали — настолько натуральным казался медведь в отблесках пламени» — писал об этом событии «МК». Усилиями 60 человек было спасено две трети особняка, но подвиг, видимо, был напрасен — пострадавший и обветшавший дом Поливанова стоит бесхозным и по сей день. Полуразрушенным памятником деревянному ампиру…
|
|
|
|
| |
|
|