Второй Зацепский проезд – улица Зацепа – Малая Пионерская улица, д.1
13-го декабря 2006
|
|
| Дом на углу Зацепы и 2-го Зацепского проезда в 1930-х годах. Фото из архива МКН. |
Современная карта Москвы иногда удивляет. Смотришь на нее и думаешь, куда, например, пропала восточная часть старинной замоскворецкой улицы Зацепы? Или куда «впадает» Малая Пионерская улица? На месте исчезнувшей части Зацепы теперь площадь перед Павелецким вокзалом и офисные дома архитектора М.М. Посохина. В эти дома и упирается западный остаток улицы. А не так давно здесь, между Зацепой, Вторым Зацепским проездом (ныне площадь) и Малой Пионерской (бывшей Малой Дворянской), стояли два дома-соседа. Возведены они были по проекту одного автора, и принадлежали одному хозяину.
|
|
В участок Андрея Федоровича Семенова, крестьянина села Прилуки Серпуховского уезда, каширский мещанин Петр Антонович Иванов вложил 25000 рублей. И тут же подал запрос в Московскую Городскую управу на получение разрешения, чтобы построить каменный трехэтажный дом. Не для себя лично, сам Петр Антонович проживал неподалеку (Малая Дворянская, 16), а для компенсации затрат. И получения прибыли, которую Петр Антонович, судя по всему, хотел получить как можно скорее. Проект здания и двухэтажного служебного корпуса во дворе Иванов спешно заказал архитектору Владимиру Александровичу Рудановскому. Будущий дом должен был выглядеть солидно. На фасаде предполагались и дощатый руст, и тройные итальянские окна по бокам, и узкое вертикальное окно лестницы по центру, и сандрики с маленькими фронтонами над окнами второго этажа, и зеркальные витрины магазинов в первом. 25 мая 1903 года Управа дала разрешение. Но! В проекте обнаружился существенный для кошелька Петра Антоновича просчет: архитектор рассчитывал на печное отопление, в то время как прогресс (а, следовательно, и требования жильцов) дорос до водяного.
|
|
| Дом на углу Зацепы и 2-го Зацепского проезда, 10.11.1984 года. Что называется, найдите 10 отличий. |
Уже через семь дней после получения разрешения на строительство П.А. Иванов подает новое прошение. Проект В.А. Рудановского отставлен, вместо него 31 мая 1903 года утверждается другой. Его автор – архитектор Семён Александрович Сурков. Проекты Рудановского и Суркова похожи, оформление фасадов однотипное, но у Суркова на две оси больше, т.е. окна поставлены теснее. Главное отличие – водяное отопление квартир. При этом кухонные плиты остаются дровяными. Служебный же корпус во дворе строят по первоначальному проекту Рудановского.
|
|
Дом был построен, зажил своей жизнью, но свежеиспеченный домовладелец, как оказалось, не угомонился.
|
|
Тут следует немного отвлечься. По соседству с домом Иванова, в сентябре 1899 года, обустроился Торговый дом «Братья Шмидт» из Саратова. Это товарищество занималось хлебной торговлей, производством цемента, владело своим флотом на Волге: четыре парохода: «Иосиф», «Михаил», «Мельник», «Колонист», множество мелких непаровых судов и до 25 больших барж. Главное занятие Торгового дома – мукомольное дело. К концу XIX века годовой помол на мельнице товарищества доходил до 2170000 пудов (около 34 720 тонн). Из муки сорта «Вторая голубая» пекли знаменитые Саратовские калачи, славившиеся по всей России. В 1893 году мука «Братьев Шмидт» получила бронзовую медаль на Всемирной промышленной выставке в Чикаго.
|
|
| Вид со стороны 2-го Зацепского проезда, 1971 год. |
Владения в Москве близ только что построенного Павелецкого вокзала были куплены не случайно. Вокзал связал Москву с Саратовом, и «Братья Шмидт» немедленно стали пользоваться удобным транспортным путем. К сожалению, саратовское товарищество довольствовалось существовавшими двухэтажными домами, строить на купленном участке ничего не стало, а через 10 лет и вовсе решило его продать. И даже несложно догадаться кому… Сделка состоялась 9 апреля 1909 года. 32 500 рублей и новый владелец – П.А. Иванов.
|
|
В 1911 году Петр Антонович отдает первый дом в залог, скорей всего, для постройки нового дома на месте зданий товарищества.
|
|
24 февраля 1910 года П.А. Иванов получил разрешение на строительство большого четырехэтажного доходного дома. Проект разработал уже знакомый нам архитектор Семён Александрович Сурков. Первый этаж дома занимали магазины, во втором, третьем и четвертом были квартиры, по шесть квартир на этаж. Всего в этом большом комфортабельном доме было 18 многокомнатных квартир, рассчитанных на представителей среднего класса.
|
|
В 1912 году в правой части первого этажа дома 1903 «года рождения» работали два магазина: писчебумажный и мануфактурный.
|
|
К сожалению, завершающие части здания – аттики над подъездом и над боковыми частями, создававшие интересный силуэт, исчезли в процессе эксплуатации здания после 1917 года.
|
|
Второй же дом довольно хорошо сохранялся вплоть до сноса. Исчез только балкон, который был на третьем этаже дома во весь скругленный угол дома, и аттики над подъездами.
|
|
| Дом на Пятницкой улице может помочь представить как выглядели когда-то дома на Зацепе. Август 2006 года. |
В середине 1980-х годов оба дома сломали. И историю предприимчивого мещанина Иванова теперь могут раскопать только архивисты. А представить как выглядели дома можно, если сравнить их с сохранившимся домом архитектора С.А. Суркова на Пятницкой, 54 (1912–1914 гг.). Схема построения фасада дома 1903 года и дома на Пятницкой одна и та же. В боковых частях дома на Пятницкой – тройные окна, у дома 1903 года – по одному широкому окну. Первые этажи всех трех домов заняты магазинами. Над всеми тремя домами возвышались аттики с выступающими вверх тумбами – «ушами». И в доме 1910 года, и на Пятницкой чем выше этаж, тем сложнее и мельче декор фасада. Излюбленные приёмы С.А. Суркова – высокие вертикальные окна лестниц, объединяющие два верхних этажа и сложные пилястры, располагающиеся в верхних частях фасадов.
Единственное отличие: видимо, для строительства на Пятницкой было отпущено больше средств, поэтому вместо простой кирпичной кладки появилась облицовка «кабанчиком» и тонко проработанная лепнина. Видно, что архитектор – мастер декорации. Особенно интересна обработка сандриков второго этажа в доме на Пятницкой. На замковых камнях завитки растительного происхождения выглядят как маскароны с лицами людей.
Этот дом пока стоит…
Автор текста Александр Фролов.
Фотографии любезно предоставлены автором.
|
|
|
|