|
Вознесенский переулок, д. 7. Редакция газеты "Гудок"
17-го июля 2013
В начале 1820-х
годов здесь жили братья П. и М. Критские, организовавшие в 1827 г. кружок,
который вслед за декабристами выдвигал задачи “о преобразовании России”. Затем
владение перешло к князю В. А. Черкасскому. Его «салон» вошел в историю:
по воспоминаниям мемуариста, «князь Черкасский в глазах москвичей окружен был
некоторым ореолом, благодаря своей деятельности по крестьянской реформе. Раз в
неделю у Черкасских были "разговорные" вечера - жили они в своем
доме, в Чернышевском переулке. И на эти вечера собирался самый цвет московской
интеллигенции…».
|
|
| Вознесенский переулок, дом 7, 1970-е годы. |
Впоследствии особняк князя выкупили «Русские
ведомости», которые переделали его в соответствии с редакционно-типографскими
требованиями. В результате на месте особняка вырос двухэтажный дом-барак,
заполненный газетчиками и полиграфистами. Владимир Гиляровский вспоминал:
«Редакция в Чернышевском переулке помещалась в бельэтаже дома В. А.
Черкасского, вход с улицы, общий с конторой. Шикарно, но не было той интимности
особняка, что была в Юшковом переулке. Здесь было, несомненно, удобнее, но
официально как-то, холодком веяло. В Юшковом переулке было уютно, проще и
симпатичнее. Здесь по каждому отделу свой особый кабинет по обе стороны
коридора, затем большой кабинет редактора и огромная редакционная приемная, где
перед громадными, во все стены, библиотечными шкафами стоял двухсаженный
зеленый стол...»
А за столом
сидели журналисты, которых Гиляровский сравнивал с морожеными судаками.
Вероятно, в подражание Антону Павловичу Чехову, как-то сказавшему о «Русской
мысли»:
- Там сидят
копченые сиги.
|
|
| Первый номер газеты "Гудок", 1917 год. |
После революции здание заняла редакция газеты «Гудок». Она была учреждена большевиками-железнодорожниками в 1917 году, первый номер вышел 23 декабря 1917 года, с мая 1920 года газета стала ежедневной. Редакции передали дом закрытых в марте 1918 года «Русских ведомостей». С газетой, так уж сложилось, сотрудничали многие известные писатели. Например, Михаил Булгаков,
писавший под псевдонимом «Крахмальная манишка», Арсений Тарковский (принятый
после первого же фельетона о Пилсудском), Катаев, Олеша. Юрий Карлович жил при
редакции, в маленькой комнатке с фанерными, тонкими стенками, и говорил о том,
что проживает как бы в спичечном коробке.
|
Очень интересно, спасибо!
unix88
да, умели раньше газеты...
anton5gorsk
Класс))
tejsheba
|
А за стеной, в таком же коробке, жил
Илья Ильф. Его приятель и соавтор Евгений Петров вспоминал, что «нужно было
иметь большое воображение и большой опыт по части ночевок в коридоре у
знакомых, чтобы назвать комнатой это ничтожное количество квадратных
сантиметров, ограниченных половинкой окна и тремя перегородками из чистейшей
фанеры. Там помещался матрац на четырех кирпичах и стул. Потом, когда Ильф
женился, ко всему этому был добавлен еще и примус. Четырьмя годами позже мы
описали это жилище в романе "Двенадцать стульев" в главе
"Общежитие имени монаха Бертольда Шварца"».
|
|
Действительно, существенная часть романа происходит в «Общежитии имени
монаха Бертольда Шварца», то есть в редакции «Гудка». Именно здесь находят
московское пристанище охотники за стульями, а разъяренный Воробьянинов лишает
жизни бедного Остапа, но «...Ипполиту Матвеевичу удалось не запачкаться в
крови. Вытирая пиджаком каменную стену, он прокрался к голубой двери и на
секунду снова посмотрел на Остапа. Тело его два раза выгнулось и завалилось к
спинкам стульев. Уличный свет поплыл по черной луже, образовавшейся на полу».
|
|
| Англиканская церковь в Вознесенском переулке, 1980 год. |
К слову, в Вознесенском переулке, есть (и ничего ему не угрожает) еще одно здание, напрямую связанное с упомянутыми авторами. «Напротив, в домике, построенном на манер готической башни, помещалось
посольство крохотной державы. За железной решеткой играли в теннис. Летал белый
мячик. Слышались короткие возгласы».
Впрочем,
это по роману. В действительности, «готическая башенка» - одна из ярких
московских достопримечательностей, англиканский храм, выполненный в стиле
английской псевдоготики.
|
|
| Начало Вознесенского переулка, 1980-е годы. |
О "Русских ведомостях", "Гудке", Ильфе и Петрове, Олеше и других теперь в Вознесенском, видимо, призвано напоминать меньшее крыло гостиницы "Марриотт". То же количество окон, два этажа... И собственно, все. На этом сходство заканчивается. Гиды, ведущие группы по Москве Ильфа и Петрова, от безысходности довольствуются этим: показывают старую фотографию и рассказывают, что тут было когда-то. А могло бы быть и сейчас. Если бы в 2002-м не началась бездумная стройка, смахнувшая дома как аварийные, старые и малоценные.
|
|
| |
|
|
|
|
|