Москва не устает терять все самое ценное, что у нее есть. Пока на Комсомольском проспекте добивают остатки Кавалерийских конюшен Хамовнических казарм, на Маросейке наемные рабочие в одночасье уничтожили едва ли не самое яркое напоминание о самом факте появления постоянных казарм. Знаменитой на всю Москву каменной надписи «Свободенъ от постоя» на воротах нынешнего белорусского посольства больше не существует.
Напомним, что вся усадьба генерала-фельдмаршала России П. А. Румянцева-Задунайского, в которой размещается белорусское посольство, в том числе и ограда с воротами, является памятником федерального (и частично регионального) значения. Главный дом усадьбы построен в 1782 году предположительно самим Баженовым для некоего полковника М. Хлебникова, который и продал вскоре дом Петру Александровичу Румянцеву. По наследству дом перешел к его сыну – графу Николаю Петровичу Румянцеву, основателю известнейшего Румянцевского музея, трансформировавшегося после революции в Ленинку (РГБ). Интерьеры дома удивляли современников. «В нем кроме штофных обоев и других украшений, каких я еще не видывал, замечательна была зала в два света, то есть в два этажа окон, - писал М. Дмитриев. - Она была расписана альфреско, и над всеми окнами были изображены победы отца хозяина, фельдмаршала графа Румянцева... Над дверьми же изобразил он: на одной - себя, облокотившегося на балкон и смотрящего вниз, а над другой - себя же и своего зятя, живописца, расписывавшего эту комнату, с маленьким арабом, подающим ему шоколад". Позже дом не раз перепродавался и до наших дней интерьеры, конечно же, не дошли.
А с именем последнего известного владельца Митрофана Грачева и связано появление загадочной надписи на воротах. Кстати, Грачев перестроил здание, украсив своим вензелем – буквой «Г», которая пока еще существует.
Надпись же, гласящая «Свободен от постоя. Мясниц. час. 3-й кварт», отражала отдельную страничку московской истории. До конца XVIII в. все московские домовладельцы обязаны были пускать к себе на постой военных, расквартированных в городе. Лишь при императоре Павле горожанам была предложена альтернатива: домовладельцам предложили скинуться на постройку солдатских казарм. Взамен власти навсегда освобождали «спонсоров» от воинского постоя. Отсюда и надписи, из которых до нашего времени дошла лишь эта – на Маросейке.
Сказать, что она была известной, значит, ничего не сказать. Многие экскурсоводы намеренно организовывали свои маршруты по Москве так, чтобы провести туристов мимо этих ворот. У большинства горожан, даже слабо интересующихся своим городом, есть фотография этой надписи. Эта московская достопримечательность – одна из тех, что формируют облик города, хранят его историю…
14 мая вечером в комьюнити сайта «Москва, которой нет» было опубликовано сообщение об уничтожении ограды и ворот. И хотя ворота тщательно огорожены зелеными фанерными щитами, не заметить, что левый пилон ворот разрушен почти наполовину – невозможно. Именно там и находилась надпись. 15 мая от имени сайта «Москва, которой нет» было направлено письмо на имя председателя Москомнаследия В. А. Шевчука с просьбой незамедлительно разобраться в сложившейся ситуации. Остается слабая надежда, что доску хотя бы не разбили, а, вежливо говоря, «демонтировали». Однако установить истинное положение дел сможет только проверка. Пока никаких заявлений от Москомнаследия не последовало.
Вот так пилон с надписью выглядел вчера, 15 мая: